Основы микроэкономики

4. Средства накопления. Развитие товарного производства и обмена вызывает объективную необходимость накопления и сбережения денег. Развитие товарного обмена привело к тому, что данная функция выполняет роль стихийного регулятора количества денег в обращении, то есть с расширением масштаба производства и обмена деньги уходят на рынок и выполняют там функцию обращения. И наоборот. При спаде производства они уходят с рынка и начинают выполнять функцию средств накопления.

5. Мировые деньги. Функция денег состоит в том, что полноценные деньги выступают в виде слитков благородных металлов. Международные расчеты проводятся путем зачета банками взаимных долговых обязательств. В мировом обороте деньги функционируют как всеобщее платежное средство.

Эти функции характерны для классической теории. В современной экономике подчеркивают значимость 3 функций: мера стоимости, средство обращения, средство накопления S. Товарное производство - это такая организация хозяйства, когда продукты производятся для продажи.

Деньги - это товар особого рода, выполняющий роль всеобщего эквивалента.

. Рыночный обмен - это процесс заинтересованного сопоставления затрат труда, воплощенного в товаре: оценка его количества и качества, признания затрат уместными и полезными, взаимовыгодными и эквивалентными.

В рыночном процессе обмена любой человек скорее достигнет своей цели, если предложит продукт своего труда другим людям. По выражению А. Смита, принцип и смысл подобного обмена выглядит примерно так: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что необходимо тебе».

. Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи.

Структура рынка - в экономике , конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

· Монополистическая конкуренция , или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

· Олигополия - рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

· Дуополия - частный случай олигополии всего двух компаний.

· Олигопсония - рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

· Монополия рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

· Естественная монополия > - монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

· Монопсония - рынок, на котором присутствует только один покупатель.

· Совершенная конкуренция > - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа ); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие статьи ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...

Обработка статистических данных предприятия
статистический обработка выручка заработная плата Роль статистики предпринимательства состоит в сборе и обработке информации, позволяющей анализировать структуру и характер предпринимательской деятельности, эффективность и конкурентоспособность предприятий. Поэт ...