Определение потребности в оборотных средствах и эффективности их использования

производственный оборотный фонд средства себестоимость

Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения.

Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла.

Для определения потребности предприятия в оборотных средствах осуществляется нормирование оборотных средств. Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения экономически обоснованной потребности предприятия в оборотных средствах, обеспечивающих нормальное протекание производственного процесса.

К нормируемым оборотным средствам относятся все оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов) и готовую к реализации продукцию.

Нормативы оборотных средств рассчитываются в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.п.), в денежном выражении (рублях) и в днях запаса. Общий норматив оборотных средств предприятия рассчитывается только в денежном выражении и определяется путем суммирования нормативов оборотных средств по отдельным элементам:

ФОБЩ=ФПЗ+ФНЗП+ФРБП+ФГП , (1)

где ФПЗ - норматив производственных запасов, руб.;

ФНЗП - норматив незавершенного производства, руб.;

ФРБП - норматив расходов будущих периодов, руб.;

ФГП - норматив запаса готовой продукции на складах предприятия, руб.

Норматив производственных запасов (ФПЗ) определяется по формуле:

=, (2)

где n - количество различных видов производственных запасов;

НПЗi - общая норма запаса по i-ому виду производственных запасов, дн.;

Рi - среднесуточный расход i-ого вида производственных запасов, руб.

, (3)

где Пi- потребность в i-ом виде производственных запасов за плановый период, руб.;- число дней в плановом периоде (в расчетах нормирования принимается год - 360 дней, квартал - 90 дней, месяц - 30 дней).

Общая норма запаса (НПЗi) определяет на какое количество дней предприятие должно быть обеспечено оборотными средствами по данному виду производственного запаса:

НПЗi= НТЕКi + НСТРi + НПОДГi , (4)

где НТЕКi - норма текущего запаса, дн.;

НСТРi - норма страхового запаса, дн.;

НПОДГi - норма подготовительного (технологического) запаса, дн.

Текущий запас необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Норма текущего запаса принимается, как правило, равной половине среднего интервала между двумя очередными поставками.

Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий связанных со сбоями в снабжении. Норма страхового запаса устанавливается либо в пределах 30-50% от нормы текущего запаса, либо равной максимальному времени отклонений от интервала поставок.

Подготовительный (технологический) запас создается в тех случаях, когда поступающие на предприятие сырье и материалы, требуют соответствующей дополнительной подготовки (сушка, сортировка, раскрой, комплектация и т.п.). Норма подготовительного запаса определяется с учетом конкретных условий производства и включает в себя время на прием, разгрузку, оформление документов и подготовку к дальнейшему использованию сырья, материалов и комплектующих.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...

Особенности разработки новых товаров на ООО Реалпак
Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Вместе с тем, опубликованные в экономической литературе схемы разработки новых товаров не содержат наиболее полно элементов современного маркетингового инструментария, ч ...