Прогнозирование оборота общественного питания: понятие, необходимость, методы

Обоснованность плана розничного товарооборота целесообразно проверить путем расчета объема безубыточной деятельности (порога рентабельности, критической точки продаж). Безубыточная деятельность показывает объем товарооборота, при котором предприятие покроет издержки производства и обращения. Размер товарооборота, обеспечивающий безубыточную деятельность (Рб), рассчитывается по формуле:

(1.18)

Чем выше разность, между фактическим и товарооборотом в точке безубыточности, тем выше запас финансовой прочности, который определяется по формуле:

(1.19)

Снижение товарооборота на величину большую, чем запас финансовой прочности, означает снижение платежеспособности и вероятность банкротства.

На третьем этапе после необходимых корректировок товарооборота рассчитывают другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности.

Планирование на основе численности потребителей. Этот метод планирования товарооборота применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей и основывается на данных анализа деятельности предприятия за предшествующий период и данных социологических исследований. Для определения объема товарооборота необходимо рассчитать:

1. среднюю цену одной покупки в отчетном периоде, которая определяется по формуле:

(1.20)

где Р1 - фактический товарооборот отчетного года, тыс.руб.;

Ч1 - фактическое число потребителей за отчетный период, чел.;

Цср - средняя цена одной покупки, руб.

2. Число потребителей в планируемом периоде. При расчете числа потребителей учитывают число работающих, степень охвата услугами общественного питания, перспективы изменения численности и степени охвата услугами.

Плановая сумма товарооборота в этом случае определяется по формуле:

(1.21)

где - планируемая средняя численность потребителей, чел.;

tпл - число дней работы предприятия в плановом периоде, дн.

При планировании товарооборота также могут применяться и другие методы, используемые в процессе планирования розничного товарооборота торговых предприятий.

Балансовый метод основан на данных продуктового баланса (формула 1.14), исходя из которого, план товарооборота рассчитывается по формуле:

(1.22)

В этом случае на предприятии должен быть составлен план поступления товаров и сырья и осуществляться нормирование товарных запасов. Сложность заключается в том, что основой составления плана снабжения и нормирования товарных запасов является планируемый товарооборот и оборот по продаже продукции собственного производства и покупных товаров. Поэтому на практике данный метод можно применять с определенной долей условности.

Экономико-математические методы планирования розничного товарооборота основаны на выявлении математической зависимости между закономерностью динамики товарооборота и факторами, влияющими на его объем.

Экономико-математическое моделирование осуществляется по следующим этапам.

I этап - построение графика зависимости товарооборота от факторов, его определяющих.

II этап - выбор формы математического уравнения, отражающего эту зависимость.

III этап - решение уравнения и нахождение его параметров.

IV этап - подстановка в уравнение данных по планируемой величине факторов и определение планового объема товарооборота.

V этап - проверка достоверности плана и расчет ошибки прогноза.

На уровне предприятия общественного питания чаще всего используются трендовые модели, отражающие зависимость товарооборота от фактора времени вида.

(1.23)

где у - объем товарооборота, тыс.руб.;

t - фактор времени;

а0, а1 - параметры уравнения.

Также рекомендуется использовать авторегрессионую модель вида.

(1.24)

где х - объем товарооборота предшествующего периода, тыс.руб.

Экономико-математическое моделирование товарооборота широко используется при его планировании на уровне города (региона). В этом случае строится многофакторная модель зависимости товарооборота общественного питания на душу населения от таких факторов, как размер среднедушевого дохода, численность населения, среднедушевой объем оборота по продовольственным товарам и т.д.

Экспертный метод планирования товарооборота используют, в том случае, если данные для его расчета другими методами отсутствуют. Суть его состоит в том, что для составления плана на предприятии создается экспертная группа, в которую входят представители руководящего звена (не менее 5 человек), каждый из которых предлагает свой вариант плана, а затем используются такие методы экспертных оценок, как «Дельфи», метод «Мозговой атаки» и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Обработка статистических данных предприятия
статистический обработка выручка заработная плата Роль статистики предпринимательства состоит в сборе и обработке информации, позволяющей анализировать структуру и характер предпринимательской деятельности, эффективность и конкурентоспособность предприятий. Поэт ...

Конкурентоспособность экономики России
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места ...