Прогнозирование оборота общественного питания: понятие, необходимость, методы

Если в процессе расчета среднегодовой темп изменения ниже 100%, т.е. наблюдается тенденция к снижению физического объема товарооборота, то прогнозировать эту же динамику на перспективу нецелесообразно. Необходимо продумать комплекс мероприятий, позволяющих по меньшей мере сохранить физический объем товарооборота на уровне отчетного периода.

К таким факторам относят:

проведение рекламных мероприятий;

изменение форм обслуживания;

расширение изменение ассортимента продукции на основе изучения спроса потребителей;

предоставление дополнительных услуг.

В основе этих мероприятий лежит изучение локального спроса, которое позволяет оценить уровень работы данного предприятия с точки зрения степени удовлетворения потребностей посетителей, и разработать программу действий по устранению недостатков [27, c.220].

После обоснования среднегодовых темпов роста товарооборота определяют плановую сумму товарооборота по формуле:

(1.15)

где Рпл - планируемый товарооборот, тыс.руб.;

Рсоп - сопоставимая база товарооборота, тыс.руб.;

- среднегодовой темп роста, %;

Iцен - индекс цен.

Планирование на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли). Использование этого метода диктуется условиями рыночной экономики необходимостью рентабельной работы каждого предприятия. Для этого план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и обращения и получение прибыли, нужной предприятию для нормального развития.

При использовании этого метода используется информация:

· об издержках производства и обращения на планируемый период;

· о системе ценообразования и уровне наценки на продукцию собственного производства и покупные товары, которые предопределяют уровень валовой прибыли;

· о планируемой потребности в прибыли.

Технология расчетов включает три этапа. На первом этапе определяется величина необходимой прибыли, в экономической литературе она называется целевой прибылью. В настоящее время с действующим порядком формирования финансовых результатов роль целевой прибыли играет прибыль от продаж. Определение ее плановой величины - наиболее сложный и ответственный момент, так как размер прибыли должен обеспечить:

· финансирование прироста основного капитала;

· финансирование прироста оборотного капитала;

· создание финансового резерва;

· погашение процентов за пользование кредитными средствами;

· уплату налогов, возмещаемых за счет финансового результата, налога на прибыль или единого налога на вмененный доход;

· приобретение ценных бумаг, если оно планируется;

· выплату дивидендов или части чистой прибыли владельцам предприятия;

· другие расходы, и потребности которые могут возникнуть у предприятия.

Величина целевой прибыли (Пцел) складывается из сумм всех потребностей предприятия в ресурсах для обеспечения производственного процесса. Если предусматривается получение доходов от других видов деятельности, то сумма целевой прибыли должна корректироваться на эту величину.

На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения. Для этого определяются такие показатели как уровень валовой прибыли, уровень и сумма издержек производства и обращения. При определении планируемого уровня валовой прибыли учитывают действующий порядок ценообразования. Если на предприятии не планируется менять уровень наценки и состав товарооборота, то можно уровень планируемой валовой прибыли оставить на уровне текущего (прошлого) года. В случае изменений в системе ценообразования, планируемый уровень валовой (УВП) прибыли рассчитывается по формуле:

,(1.16)

где Ун - средний уровень наценки, %.

При определении плановой суммы издержек производства обращения необходимо учесть, что ряд статей (переменные) зависят от объема товарооборота и рассчитать их величину, не имея данных о нем, достаточно проблематично. Поэтому целесообразно определить величину постоянных расходов предприятия, откорректировав ее в соответствии с планируемыми индексами ставок, тарифов или на основе заключенных договоров, а уровень переменных издержек принять по уровню текущего (прошлого) периода.

Объем товарооборота, обеспечивающий покрытие издержек производства и обращения и получение целевой прибыли определяется по формуле:

,(1.17)

где Ипост - сумма постоянных издержек, тыс.руб.;

УИпер - уровень переменных издержек, %.

Рассчитанный товарооборот целесообразно сопоставить с данными фактического товарооборота за текущий (прошлый) период и с показателями, полученными при использовании других методов планирования. Если спланированная величина товарооборота нереальна, слишком высока для предприятия и ее достижение невозможно, то следует откорректировать показатели: пересмотреть систему ценообразования, изменить состав товарооборота, продумать комплекс мероприятий по снижению издержек производства и обращения, пересмотреть взаимоотношения с банками и т.д. Кроме того, необходимо предусмотреть мероприятия, обеспечивающие рост товарооборота. В противном случае может сложиться ситуация, ведущая к ухудшению финансового положения банкротству предприятия [15, c.97].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Основы экономики предприятия
Наблюдая этапы развития экономики нашей страны, можно сделать вывод, что проблем в этой области у нас, очень много. Переход от плановой экономики к рыночной прошел очень длительный и трудный путь. Масштабный кризис, который вверг страну в политический, экономиче ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...