Прогнозирование оборота общественного питания: понятие, необходимость, методы

План товарооборота и выпуска продукции является одним из основных экономических показателей работы предприятия общественного питания, так как характеризует объем производственно-торговой деятельности, а все остальные показатели находятся в прямой зависимости от него.

Возможны два подхода к планированию объемов производственно-торговой деятельности (рис.1.6) [27, c.219].

При планировании объемов производственно-торговой деятельности предприятия общественного питания необходимо учитывать экономические предпосылки:

данные о развитии района деятельности предприятия: численность населения и состав контингента потребителей; перспективы изменения тих показателей; обеспеченность населения сетью общественного питания; наличие других предприятий общественного питания, число мест в них, их тип и ассортимент предлагаемой продукции, т.е. конкурентное окружение и возможные перспективы его изменения;

результаты экономического анализа развития товарооборота и выпуска продукции в предприятии за ряд предшествующих лет;

перспективы изменения материально-технической базы самого предприятия: состав и структура сети (открытие новых мест реализации или их закрытие, изменение режима работы или числа мест);

внедрение нового оборудования, форм организации производства и обслуживания; предлагаемая система снабжения (качество поступающего сырья, доля полуфабрикатов, быстрозамороженной продукции и т.д.);

результаты изучения микроспроса;

сезонные колебания спроса на продукцию и услуги общественного питания;

прогнозируемый индекс цен.

Рис.1.6. Этапы планирования товарооборота

При планировании товарооборота используют данные статистической отчетности и данные первичного оперативного учета выпуска и реализации товаров на предприятии.

План всего товарооборота предприятия общественного питания складывается из плана оборота по оптовому отпуску продукции и плана розничного товарооборота.

. Планирование оптового оборота

Как отмечалось, оборот по оптовой реализации планируется в тех предприятиях, которые имеют в своем составе заготовочные, кондитерские или мучные цеха. При разработке плана оптового оборота цехов учитывают:

производственную мощность цехов;

данные о заключенных договорах на поставку полуфабрикатов, кондитерских или мучных изделий;

данные о возможных перспективах реализации изделий и заключение новых договоров.

При планировании необходимо обеспечить максимально возможный коэффициент использования производственных мощностей. Поэтому, если объем заключенных договоров на поставку не обеспечивает высокую (0,9-0,95%) загрузку, в плане должны быть предусмотрены мероприятия по поиску резервов сбыта производимой продукции.

. Планирование розничного товарооборота

В зависимости от поставленных целей, обслуживаемого контингента потребителей, необходимой степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться следующие методы планирования товарооборота:

· на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота и экстраполяции этих данных на планируемый период с учетом тенденций его развития;

· на основе оценки потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли);

· на основе численности потребителей;

· балансовый;

· экономико-математического моделирования;

· экспертный;

· на основе планового меню.

Рассмотрим методику расчет товарооборота этими методами.

Планирование на основе ожидаемого выполнения и сопоставимой базы товарооборота. Так как планирование осуществляется в текущем году за 2-3 месяца до его окончания, а фактических данных о товарообороте нет, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана товарооборота и выпуска продукции

После расчета ожидаемого выполнения определяют сопоставимую базу на планируемый год, которая представляет собой форму ожидаемого выполнения плана, учитывающую все изменения условий работы предприятия, которые произойдут в планируемом периоде [14, c.61]:

введение в эксплуатацию новых мест реализации;

закрытие на ремонт или открытие после него;

увеличение числа мест;

изменение форм обслуживания;

изменение режима работы предприятия.

Следующим этапом плановой работы является определение и обоснование темпов изменения товарооборота на планируемый период - это наиболее сложный и ответственный момент. При расчете темпов изменения используют экономико-статистические методы планирования по среднегодовым темпам роста или метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней.

Метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней применяется, если в течение анализируемых лет наблюдались колебания товарооборота. Его суть состоит в том, что тенденции динамического ряда товарооборота определяются путем его плавного изменения во времени, для чего осуществляется выравнивание темпов изменения по скользящей средней через два или три шага в зависимости от размера динамического ряда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Открытое акционерное общество Нефтегазовая компания Русснефть
Общие сведения о Компании Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество Нефтегазовая компания "РуссНефть". на английском языке: "RussNeft". Сокращенное фирменное наименование: ОАО НК "РуссНефть". на ан ...

Метод расчета оптимального межоперационного баланса затрат и результатов производства промышленного предприятия на примере ЦБК
баланс затраты себестоимость прибыль рентабельность Существуют традиционные методы планирования, однако на сегодняшний день они не способны передать точно сущность ситуации. Их погрешность при расчётах слишком велика. По этой причине был разработан новый мет ...