Показатели оценки состояния оборота общественного питания

Рn - товарооборот последнего года по сравнению с базисным годом в сопоставимых ценах, тыс.руб.;

Р0 - товарооборот базисного года, тыс.руб.;

n - число анализируемых лет.

Данные для расчета должны быть не менее, чем за 3 последних года.

Значение одного процента прироста по отношению к базисному году рассчитывается по формуле:

, (1.2)

где Тпр - значение одного %, тыс.руб.;

∆Р - отклонение товарооборота отчетного года по сравнению с базисным, тыс.руб.;

Тр - прирост товарооборота за год, %.

Анализируют степень выполнения плана и динамики товарооборота за отчетный и прошлый год в целом, по его составу (обороту по продукции собственного производства и покупным товарам) и по формам продажи, если осуществляется оптовый отпуск продукции в действующих и сопоставимых ценах.

При анализе следует обратить особое внимание на долю продукции собственного производства в товарообороте предприятия, так как этот показатель характеризует степень выполнения предприятием своей главной функции.

III этап. Оценивают степень выполнения плана и динамику товарооборота и состава по местам реализации, так как большинство предприятий общественного питания являются комплексными, имея в своем составе филиалы (бары, буфеты, магазины, кулинарии и т.д.).

Этот анализ позволяет выявить роль каждого структурного подразделения в общем выполнении плана и динамике товарооборота и оценить их работу.

IV этап. Анализ выполнения плана динамики товарооборота осуществляется не только за год, но и по месяцам, кварталам.

Это позволяет установить, насколько ритмично развивается товарооборот, как удовлетворяется спрос потребителей, какое влияние на товарооборот оказывает время года. В процессе данного анализа определяют удельный вес каждого квартала (месяца) в общем товарообороте, их изменения и темпы роста (снижения) по сравнению с планом и прошлым периодом, а также ритмичность, равномерность и сезонность товарооборота, при этом расчеты могут осуществляться как по месяцам, так и по кварталам.

Коэффициент ритмичности рассчитывается по формуле:

(1.3)

где Рн - недовыполнение плана товарооборота или его снижение по сравнению с прошлым периодом, %;

N - число анализируемых лет, ед.

Коэффициент ритмичности учитывает лишь невыполнение или снижение товарооборота по сравнению с предшествующим периодом, но не отражает амплитуду его колебаний. Поэтому в дополнение к нему рассчитывают коэффициент равномерности (Кравн) на основе коэффициента вариации (V) по формуле:

(1.4)

(1.5)

(1.6)

где Х - % выполнения плана или темп изменения товарооборота, %;

- средний размер % выполнения плана или темпа изменения товарооборота, %;

n - число лет.

Для определения устойчивых колебаний товарооборота в течении года, обусловленный закономерностью его внутригодичной динамики, рассчитывают коэффициент сезонности (Ксез) по формуле:

(1.7)

где - средний уровень товарооборота отдельного месяца (квартала) за анализируемый период (не менее 3-х лет), тыс.руб.;

х - среднемесячный (среднеквартальный) товарооборот за весь расчетный период, тыс.руб.

Коэффициент сезонности в дальнейшем используется при распределении плановых заданий по периодам года в процессе планирования товарооборота.

V этап. Выполнение плана и динамики товарооборота предприятия общественного питания зависят от ряда факторов, поэтому завершающим этапом анализа является выявление и расчет степени их влияния.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Конкурентоспособность России в мировой экономике условия и факторы
В современных условиях конкурентоспособность страны является показателем состояния и перспектив развития хозяйственной системы, определяет характер ее участия в международном разделении труда, выступает гарантом экономической безопасности и в общем виде представ ...

Нормирование оборотных средств в организации и определения их потребности
Размер оборотных средств, необходимых организации доя нормальной производственной деятельности, определяется и устанавливается организацией путем разработки норм и нормативов оборотных средств. Эти средства должны обеспечить постоянную потребность организации в ...