Перспективы и направления развития отрасли в Республике Беларусь

Госпрограмма развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы. На реализацию госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы планируется направить $7,5 млрд., из них инвестиции в развитие энергосистемы составят $5,9 млрд. В качестве источника финансирования предусматриваются собственные средства организаций - исполнителей программы, кредитные ресурсы, прямые инвестиции, бюджетные средства. На финансирование строительства и реконструкции генерирующих мощностей планируется направить $3,9 млрд., которые будут привлекаться в основном за счет кредитных ресурсов, в том числе китайских, а также кредитов европейских стран.

Бюджетные ассигнования планируется направить на социально значимые объекты.

В целях снижения валютной составляющей программы Министерством энергетики организована целенаправленная работа по выпуску энергооборудования и материалов на предприятиях отрасли, которые будут локализовать поставку необходимых узлов, деталей, оборудования извне.

Проект госпрограммы развития белорусской энергосистемы на 2011-2015 годы разработан в соответствии с Концепцией энергетической безопасности Беларуси, проектом программы социально-экономического развития страны на 2011-2015 годы.

В 2010 году завершается реализация государственной комплексной программы на 2006-2010 годы, выполнение которой обеспечило снижение износа основных производственных фондов энергосистемы до 48% (нормальный, безопасный уровень износа начинается от 45% и ниже).

Однако на сегодняшний день этого недостаточно, так как цены на углеводороды растут более высокими темпами. Поэтому проект госпрограммы предусматривает увеличение темпов обновления и развития энергетики более чем в два раза. В частности, в 2011 -2015 годах планируется ввести 3150 МВт эффективных электрических мощностей за счет внедрения современных парогазовых блоков с КПД не менее 57%, модернизации существующего оборудования на ТЭЦ с использованием новейших газотурбинных технологий, перевода работы паровых турбин в режим ухудшенного вакуума, выполнения мероприятий по улучшению структуры выработки электроэнергии на ТЭЦ, а также вывода из эксплуатации неэкономичного, морально и физически устаревшего оборудования с КПД менее 39%. Это позволит снизить удельный расход топлива на производство электроэнергии в 2015 году на 10% в целом по энергосистеме.

Проектом программы предусмотрены и другие мероприятия. К примеру, в целях диверсификации топливно-энергетического баланса энергосистемы предусматривается строительство угольной Зельвенской станции, трех мини-ТЭЦ, установка котла на местных видах топлива на Мозырской ТЭЦ, сооружение Гродненской, Полоцкой, Витебской и других ГЭС, а также ветроэлектростанций. Реализация этих проектов позволит замещать к 2015 году до 2 млрд. куб.м природного газа ежегодно, что даст снижение затрат на его покупку - на $500 млн. При нынешней ежегодной потребности страны в размере 22 млрд. куб. м газа это сделает Беларусь «свободнее» от России почти на 6,4%.

Более того, новые мощности позволят Беларуси экспортировать электроэнергию на Запад. Скептически оценивая экспортные возможности в направлении Украины и Калининградской области, разработчики госпрограммы верят в организацию связи польской и белорусской энергосистем через вставку постоянного тока мощностью до 500 МВт. Через нее Беларусь, по подсчетам, сможет экспортировать до 3 млрд. кВт·ч в год.

К 2015 году Беларусь будет способна ежегодно экспортировать около 5 млрд. кВт·ч электроэнергии. Для сравнения в январе-августе 2010 года Беларусь экспортировала более 187 млн. кВт·ч электроэнергии на сумму более $13 млн. Основными покупателями электроэнергии стали Литва и Латвия. В течение 2011-2015 годов предполагается построить угольную Зельвенскую электростанцию мощностью до 920 мегаватт, несколько мини-ТЭЦ, ветроэлектростанцию суммарной мощностью до 50 мегаватт, соорудить Гродненскую, Полоцкую, Витебскую и другие ГЭС и в целом модернизировать электрические сети.

Сама Беларусь к 2015 году будет потреблять 39,2-39,5 млрд. кВт·ч в год, а максимальная мощность энергопотребления составит 6800-6900 МВт. При этом установленная мощность энергосистемы увеличится на 1000 МВт: с 8592,5 до 9594,2 МВт. Это должно произойти главным образом за счет строительства Зельвенской КЭС (2015 год) с двумя энергоблоками на угле ориентировочной мощностью 920 МВт и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков мощностью по 400 МВт каждый: на Минской ТЭЦ-5 (2011 год), Лукомльской ГРЭС (2015 год) и Березовской ГРЭС (2014 год).

О Белорусской атомной электростанции в проекте не говорится - все потому, что госпрограмма рассчитана до 2015 года, а прогнозный (и уже нереальный) срок ввода первого энергоблока атомной электростанции - 2016 год.

Правда, высказываются мнения, что реальными средствами новые инвестпроекты в рамках Государственной программы развития белорусской энергосистемы до 2015 года пока не подкреплены. Согласно проекту - собственные средства организаций, бюджетные и кредитные ресурсы составляют чуть более $4,76 млрд., прямые инвестиции - $1,26 млрд Кроме того, в ближайшую пятилетку Беларуси предстоит возврат ранее взятых (и тех, что только планируется взять) кредитов в размере $2,58 млрд. Итого: Белэнерго нужно изыскать порядка $8,8 млрд. Многие эксперты ставят под сомнения, что такую сумму инвестиций в реальности удастся изыскать. Тем не менее, планы такие есть. В частности уже известно, что кредитные ресурсы Китая и Всемирного банка будут направлены на начало реализации масштабных инвестиционных проектов по модернизации Березовской и Лукомльской электростанций и на повышение энергоэффективности.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Национальная безопасность и ее роль в стабилизации экономики
Сегодня в России вполне реальными стали угрозы: дестабилизации и кризиса экономики, превращения ее "в сырьевой придаток мира", ослабления обороноспособности, потери целостности и независимости нашей страны, духовного и материального обнищания и вымиран ...

Направления совершенствования поддержки малого инновационного предпринимательства на примере Хабаровского края
Актуальность темы. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занят ...