Научные, образовательные и информационные ресурсы как составляющие научно-технического прогресса

Одним из наиболее важных факторов современного развития несомненно является научно-технический прогресс. Однако сейчас отсутствует цельное понимание этого процесса. Как явление многогранное, требующее пристального внимания и изучения, научно-технический прогресс в научной и учебной литературе освещается по-разному. В большинстве своем эта информация во многом дополняет друг друга, позволяя составить более менее цельную картину.

Для начала целесообразно рассмотреть научно-технический прогресс в самом общем его понимании.

Научно-технический прогресс (НТП)- это непрерывный процесс открытия и внедрения новых знаний, техники и технологий. На современном этапе научно-технический прогресс можно охарактеризовать как двигатель формирования новой системы производительных сил, основанный на глобальном информационном пространстве, новейших технологиях, включающих в себя не только искусство производства, но и технологии управления и организации экономической деятельности.

Современный научно-технический прогресс охватывает все стороны деятельности и характеризуется двумя путями развития:

1. Эволюционным, представляющим собой совершенствование и рационализацию использования известных видов техники, технологий, оборудования, материалов, видов энергии;

2. Революционным- качественным переворотом в производительных силах и производительных процессах, базирующихся на использовании принципиально новых, неизвестных ранее видах энергии, материалов, техники и технологий.

В пределах этой концепции понимания научно-технического прогресса стоит разобрать такие понятия, как научно-технический прогресс и научно-техническая революция (НТР).

Как таковой, НТП представляет собой постепенное совершенствование технологии и техники. НТП существует на любом этапе развития общественного производства и постепенно эволюционирует.

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Под влиянием НТР происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Научно-техническая революция тесно связана с научно-техническим прогрессом и представляет собой самую важную его часть.

В несколько в ином свете рассматривает этот вопрос А.С. Булатов.[1] Он делает особый упор на рассмотрение научно-технического прогресса с точки зрения знаний как мировых ресурсов.

Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, а именно в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации.

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР. Масштабы же инноваций зависят прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются:

1. Доля расходов НИОКР в ВВП;

2. Численность занятых в НИОКР в общей численности населения или в численности занятых в экономике;

. Индекс цитирования с учетом языковых барьеров;

. Число международных премий за выдающиеся достижения науки.

Эффективность сферы НИОКР зависит как от материального обеспечения, так и от спроса на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики.

Важную роль в оценке экономической эффективности играют такие показатели, как:

1. Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте;

2. Доля страны на мировом рынке новейших технологий;

. Сальдо технологического баланса.

Вторым немаловажным аспектом являются образовательные ресурсы мира- накопленные поколениями объем и качество знаний, профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:

1. Доля расходов на образование в ВВП;

2. Расходы на образование на душу населения;

. Доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;

. Доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;

. Численность студентов на 10тысяч населения;

. Доля лиц с высшим образованием;

. Доля иностранцев в общей численности студентов.

Еще одним неотъемлемым элементом стала информация. А уровень информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Место и роль монополий в переходной экономике России
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых ...

Кризис экономической теории
Нелинейный, неравновесный, необратимый характер экономических процессов в среднесрочном и историческом масштабе времени стал очевиден для экономистов многих научных школ еще ХIX века. Эмерджентная революция конца ХХ века сделала это очевидным для большинства эк ...