Научные, образовательные и информационные ресурсы как составляющие научно-технического прогресса

Одним из наиболее важных факторов современного развития несомненно является научно-технический прогресс. Однако сейчас отсутствует цельное понимание этого процесса. Как явление многогранное, требующее пристального внимания и изучения, научно-технический прогресс в научной и учебной литературе освещается по-разному. В большинстве своем эта информация во многом дополняет друг друга, позволяя составить более менее цельную картину.

Для начала целесообразно рассмотреть научно-технический прогресс в самом общем его понимании.

Научно-технический прогресс (НТП)- это непрерывный процесс открытия и внедрения новых знаний, техники и технологий. На современном этапе научно-технический прогресс можно охарактеризовать как двигатель формирования новой системы производительных сил, основанный на глобальном информационном пространстве, новейших технологиях, включающих в себя не только искусство производства, но и технологии управления и организации экономической деятельности.

Современный научно-технический прогресс охватывает все стороны деятельности и характеризуется двумя путями развития:

1. Эволюционным, представляющим собой совершенствование и рационализацию использования известных видов техники, технологий, оборудования, материалов, видов энергии;

2. Революционным- качественным переворотом в производительных силах и производительных процессах, базирующихся на использовании принципиально новых, неизвестных ранее видах энергии, материалов, техники и технологий.

В пределах этой концепции понимания научно-технического прогресса стоит разобрать такие понятия, как научно-технический прогресс и научно-техническая революция (НТР).

Как таковой, НТП представляет собой постепенное совершенствование технологии и техники. НТП существует на любом этапе развития общественного производства и постепенно эволюционирует.

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества. Под влиянием НТР происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Научно-техническая революция тесно связана с научно-техническим прогрессом и представляет собой самую важную его часть.

В несколько в ином свете рассматривает этот вопрос А.С. Булатов.[1] Он делает особый упор на рассмотрение научно-технического прогресса с точки зрения знаний как мировых ресурсов.

Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, а именно в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР), распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации.

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР. Масштабы же инноваций зависят прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР.

Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются:

1. Доля расходов НИОКР в ВВП;

2. Численность занятых в НИОКР в общей численности населения или в численности занятых в экономике;

. Индекс цитирования с учетом языковых барьеров;

. Число международных премий за выдающиеся достижения науки.

Эффективность сферы НИОКР зависит как от материального обеспечения, так и от спроса на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики.

Важную роль в оценке экономической эффективности играют такие показатели, как:

1. Доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте;

2. Доля страны на мировом рынке новейших технологий;

. Сальдо технологического баланса.

Вторым немаловажным аспектом являются образовательные ресурсы мира- накопленные поколениями объем и качество знаний, профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Важнейшими показателями, характеризующими образовательные ресурсы отдельных стран, являются:

1. Доля расходов на образование в ВВП;

2. Расходы на образование на душу населения;

. Доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу;

. Доля студентов в возрастной группе 18-29 лет;

. Численность студентов на 10тысяч населения;

. Доля лиц с высшим образованием;

. Доля иностранцев в общей численности студентов.

Еще одним неотъемлемым элементом стала информация. А уровень информационной инфраструктуры превратился в важнейшее условие конкурентоспособности страны в мировой экономике.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Лекарственное обеспечение на региональном фармрынке
Современная ситуация лекарственного обеспечения населения Российской Федерации остается одной из самых острых социальных проблем, затрагивающая государственные интересы здоровье нации, воспроизводство здоровой рабочей силы, увеличение продолжительности жизни нас ...

Малые предприятия проблемы их образования и функционирования
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и зд ...