Сущность и анализ нормативно-правового регулирования малого предпринимательства

- федеральные программы поддержки малого предпринимательства.

Федеральная программа государственной поддержки МП разрабатывается и реализуется Министерством экономического развития России, имеет гибкий характер, ежегодно корректируется в части установления приоритетов поддержки, конкретизации требований и условий реализации государственной поддержки.

Однако следует отметить, что федеральная нормативная правовой база по развитию МП имеет ряд недостатков.

В связи с несовершенством федерального законодательства существуют проблемы и пробелы в системе учета деятельности МП на федеральном, региональном и местном уровнях.

Во-первых, в настоящее время сформировать легитимный реестр малых и средних предприятий не представляется возможным.

Федеральным законодательством не установлены органы, уполномоченные на ведение реестра малых предприятий. Налоговые органы, занимающиеся регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и собирающие отчетность, не заинтересованы в формировании такого реестра.

Сведений о численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей практически нет ни у налоговых органов, ни у органов статистики, а по предприятиям эти сведения собираются примерно у 30% малых предприятий. Кроме того, информацию о численности и выручке в разрезе отдельных предприятий эти службы не вправе предоставлять региональным органам власти.

В настоящее время реестр малых предприятий края формируется на основе добровольных соглашений о взаимодействии между Минэкономразвития края и налоговой службой. Но в силу указанных выше причин, достоверную и исчерпывающую информацию собрать проблематично.

Поэтому на взгляд автора данной работы будет целесообразно постановлением Правительства РФ:

- определить Федеральную налоговую службу РФ органом, уполномоченным на формирование реестра малых предприятий,

- установить процедуру взаимодействия органов статистики, налоговой службы и исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления в процессе ведения реестра малых предприятий.

Во-вторых, сроки отчетности регионов по основным показателям развития малого и среднего бизнеса, предусмотренные федеральным законодательством, не соответствуют установленным срокам статистической отчетности, не позволяя регионам предоставить достоверную информацию.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» к 1 мая 2009 необходимо представить информацию по показателям:

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

- удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

Эти же показатели будут применяться для оценки эффективности использования федеральной субсидии на государственную поддержку малого (постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178, п. 23). Значения показателей по итогам года должны быть представлены в Министерство экономического развития Российской Федерации до 1 февраля следующего за отчетным года.

В то же время, к этим срокам может быть представлена лишь оценочная информация. Результаты ежегодных статистических обследований микропредприятий и индивидуальных предпринимателей обрабатываются органами статистики к 1 сентября следующего за отчетным года.

Ситуация на местном уровне еще более негативная. Государственная статистическая отчетность по малому предпринимательству не предусматривает формирование сведений в разрезе городских округов и муниципальных районов. В то же время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», показатели по малому бизнесу включены в перечень оценочных показателей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Общая оценка финансового состояния предприятия на примере ОАО Волжская генерирующая территориальная компания
Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной эко ...

Малый бизнес - развитие и перспективы
В странах с классической системой рыночных отношений малое предпринимательство является мотором хозяйственного развития, символом динамичности, открытости, выравнивания шансов всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. В Росс ...