Сущность и анализ нормативно-правового регулирования малого предпринимательства

- федеральные программы поддержки малого предпринимательства.

Федеральная программа государственной поддержки МП разрабатывается и реализуется Министерством экономического развития России, имеет гибкий характер, ежегодно корректируется в части установления приоритетов поддержки, конкретизации требований и условий реализации государственной поддержки.

Однако следует отметить, что федеральная нормативная правовой база по развитию МП имеет ряд недостатков.

В связи с несовершенством федерального законодательства существуют проблемы и пробелы в системе учета деятельности МП на федеральном, региональном и местном уровнях.

Во-первых, в настоящее время сформировать легитимный реестр малых и средних предприятий не представляется возможным.

Федеральным законодательством не установлены органы, уполномоченные на ведение реестра малых предприятий. Налоговые органы, занимающиеся регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и собирающие отчетность, не заинтересованы в формировании такого реестра.

Сведений о численности наемных работников у индивидуальных предпринимателей практически нет ни у налоговых органов, ни у органов статистики, а по предприятиям эти сведения собираются примерно у 30% малых предприятий. Кроме того, информацию о численности и выручке в разрезе отдельных предприятий эти службы не вправе предоставлять региональным органам власти.

В настоящее время реестр малых предприятий края формируется на основе добровольных соглашений о взаимодействии между Минэкономразвития края и налоговой службой. Но в силу указанных выше причин, достоверную и исчерпывающую информацию собрать проблематично.

Поэтому на взгляд автора данной работы будет целесообразно постановлением Правительства РФ:

- определить Федеральную налоговую службу РФ органом, уполномоченным на формирование реестра малых предприятий,

- установить процедуру взаимодействия органов статистики, налоговой службы и исполнительной власти регионов, органов местного самоуправления в процессе ведения реестра малых предприятий.

Во-вторых, сроки отчетности регионов по основным показателям развития малого и среднего бизнеса, предусмотренные федеральным законодательством, не соответствуют установленным срокам статистической отчетности, не позволяя регионам предоставить достоверную информацию.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» к 1 мая 2009 необходимо представить информацию по показателям:

- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

- удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.

Эти же показатели будут применяться для оценки эффективности использования федеральной субсидии на государственную поддержку малого (постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178, п. 23). Значения показателей по итогам года должны быть представлены в Министерство экономического развития Российской Федерации до 1 февраля следующего за отчетным года.

В то же время, к этим срокам может быть представлена лишь оценочная информация. Результаты ежегодных статистических обследований микропредприятий и индивидуальных предпринимателей обрабатываются органами статистики к 1 сентября следующего за отчетным года.

Ситуация на местном уровне еще более негативная. Государственная статистическая отчетность по малому предпринимательству не предусматривает формирование сведений в разрезе городских округов и муниципальных районов. В то же время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», показатели по малому бизнесу включены в перечень оценочных показателей.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Открытое акционерное общество Силовые машины
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...