Сущность и анализ нормативно-правового регулирования малого предпринимательства

Малое предпринимательство (МП) становится серьезным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Его развитие позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, снижению уровня безработицы, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

МП - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами.

МП - также это сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. И если крупный бизнес - это стержень современной экономики, то малый бизнес - связующие его звенья. Поэтому развитие малого бизнеса важно как для всей России в целом, так и для отдельно взятого региона.

Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству, а также введены понятия микропредприятия.

Так к субъектам МП относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

- доля государства, муниципалитета или других организаций в уставном капитале не выше 25%;

- средняя численность работников: до ста человек включительно для МП; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

- годовая выручка или стоимость активов не должна превышать: малые предприятия - 400 млн. рублей, микропредприятия - 60 млн. рублей.

Нормативное правовое регулирование развития МП в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Деятельность по развитию и поддержке МП на федеральном уровне регулируется 30-тью нормативными правовыми актами общего характера (без учета отраслевых нормативных актов).

Среди них основными являются:

- Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», дающий основные понятия в этой сфере, критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, полномочия Российской Федерации и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления по поддержке МП, виды и условия оказания поддержки.

Законом определены 12 полномочий субъекта РФ в этой сфере. Среди важнейших из них - формирование и осуществление политики субъекта Федерации в области развития МП, разработка и реализация региональных программ развития субъектов МП, развитие инфраструктуры поддержки МП.

Законом предусмотрены следующие виды поддержки субъектов МП и объектов инфраструктуры поддержки: имущественная, финансовая, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников субъектов МП, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также сельскохозяйственную деятельность.

- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Оборот общественного питания состояние, прогноз развития (на материалах ООО ПКФ ЗАВАМ кафе МаТЭ
В настоящее время общественное питание в России функционирует в качественно новых условиях. Проведенное разгосударствление собственности привело к возникновению на внутреннем рынке значительного количества предприятий питания с небольшими объемами деятельности. Р ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...