Роль государства в модернизации

Модернизация экономики в течение следующих 15 лет потребует не менее $240 млрд в год дополнительно к $260 млрд, которые российские компании вложили в обновление и пополнение мощностей и инфраструктуры в докризисном 2008 году, подсчитал академик РАН Абел Аганбегян <http://www.slon.ru/tag/18085/>. Это позволит удвоить норму инвестиций <http://www.slon.ru/tag/15/> и обеспечит экономический рост на уровне не менее 6% в год.

Правительство уже нашло 12-значные суммы для нескольких модернизационных проектов на ближайшие три года, - правда, пока не в долларах, а в рублях. <http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/05/18/234553> То есть объем дополнительных инвестиций в модернизацию запланирован в 30 раз меньший, чем нужно экономике по подсчетам Аганбегяна, с которым согласился Тулин - бывший зампред ЦБ, а ныне - партнер и член совета директоров Deloitte & Touche (СНГ).

Где же взять $240 млрд? Точно не в банках: они мало что смыслят в инвестиционных кредитах и предпочитают кредитовать под залог оборотных средств. И вообще, для замены основных средств предприятия нуждаются не в долгосрочных кредитах, а в увеличении основного капитала. К тому же, в международной практике проектное финансирование только на 30% состоит из долгосрочных инвестиционных кредитов, а 70% средств в рамках проекта инвесторы предоставляют в виде долей участия в капитале.

Это значит, что если государство хочет играть активную роль в инвестиционном процессе, то ему следует надолго стать собственником предприятий и целых отраслей, прежде чем они будут переданы в частные руки. Это возможно через выпуск долговых обязательств ВЭБом (как вариант - бонды в его интересах может выпускать Минфин). Инвестиционные облигации будут покупать банки: в ЦБ для этого следует открыть специальное окно рефинансирования, и в условиях льготного регулирования <http://www.slon.ru/tag/50/> вкладываться в эти бумаги станет выгодно.

В этой модели нет пробелов, оговорок и полумер: Тулин не боится высказывать откровенно крайние точки зрения. Полгода назад, например, он потряс банковскую общественность публикацией <http://www.rian.ru/economy/20091015/188925067.html> о недееспособности банковского надзора ЦБ, оказавшегося не в состоянии отозвать лицензию у банка «Глобэкс» задолго до кризиса. Вот и теперь, когда уже и министр финансов Алексей Кудрин пообещал не затягивать <http://www.rian.ru/crisis_news/20091005/187645720.html> с продажей госсобственности, Тулин не стал держать свое мнение при себе и призвал к обратному.

Не следует бояться доверять государству управление инвестиционными ресурсами, и ничего нового в этом нет. Так около полувека после Второй мировой войны развивалась экономика Италии, в которой роль государственного долгосрочного кредитора играл госхолдинг Istituto per la Reconstruzione Industriale (IRI). В России таким инвестором может стать ВЭБ или специально созданное агентство.

Действительно, ну сколько можно либеральничать и ратовать за сокращение доли государства в экономике, одновременно наращивая объемы принадлежащей государству собственности? Еще пять лет назад был популярен анекдот: «2008-й год. Глава Роснефтегазостальатомугольлесаэроэнергопрома В.В.Путин принял президента Российской Федерации по его просьбе». Сегодня он по-прежнему актуален, только начинается уже по-другому: «2012 год…» И с каждым годом в нем уменьшается доля шутки.

Итак, вроде бы государство уже нашло некий объем капитала для проведения некоторых модернизационных проектов, но главной проблемой является то, что пока неизвестно откуда взять остальную часть и как обеспечить эффективность этих денег.

Похожие статьи ...

Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда
Актуальность исследования. В условиях постепенного выхода из мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь разви ...

Основные теории макроэкономического равновесия
Макроэкономическое равновесие - это сбалансированность и пропорциональность основных параметров экономики, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку это соответст ...