Маркетинговый аудит как инструмент антикризисного управления организацией

Как известно, развитие экономики происходит не равномерно. Периодически, как правило, раз в 8-10 лет, темпы экономического развития замедляются, при этом происходит сужение рынков и рыночных сегментов, конкуренция на этих рынках увеличивается. Замедление скорости денежного обращения ведет к дефициту денежных средств, и в конечном итоге, падению покупательной способности населения. Таким образом, цикличность развития бизнеса обуславливает возникновение кризисных ситуаций в экономике, что приводит к замедлению развития бизнеса, а некоторые предприятия - к банкротству.

В условиях экономического кризиса конструктивным способом управления может оказаться антикризисная стратегия маркетинга, позволяющая улучшить или стабилизировать рыночную позицию предприятия (обеспечить плановые показатели рыночной доли, объема продаж, роста лояльности клиентов и пр.).

Задачи предприятия для избегания кризисной ситуации:

сформировать стратегию развития предприятия с учетом применения инновационных технологий, повышающих конкурентное преимущество производимой продукции, что создаст «задел» конкурентного преимущества предприятию на рынке;

выработать критерии компетенции ключевых должностей и специалистов предприятия, так как важным критерием оптимизации работы и выхода из кризиса любой организации является компетентность специалистов предприятия;

организовать работу антикризисного комитета и регламентировать его функции;

регламентировать периодичность проведения аудита менеджмента предприятия - один раз в 3-5 лет, аудит маркетинга является как неотъемлемой частью аудита менеджмента, так и самостоятельным инструментом маркетинга, с частотой проведения - не реже 1 раза в год, что позволит вовремя корректировать стратегические инициативы, оптимизировать и совершенствовать работу предприятия;

аудит маркетинга должен содержать предложения по реструктуризации или оптимизации маркетинговой системы предприятия;

разработать и, при наступлении кризисной ситуации, внедрить антикризисную стратегию предприятия;

увеличить скорость принятия решений, за счет делегирования полномочий менеджерам в принятии управленческих решений на местах.

При помощи организации проведения комплексного аудита маркетинга можно оценить систему управления маркетингом предприятия. Комплексный аудит маркетинга включает: аудит маркетинговых стратегий (ревизия, направленная на проверку маркетинговых стратегических инициатив, разработанных маркетологами, а также на выявление дополнительных факторов и возможностей их корректировки) и аудит инструментов маркетинга предприятия (аудит операционного (тактического) уровня, включающий оценку работы инструментов маркетинга).

На сегодняшний день в условиях продолжающегося финансового кризиса, а также угрозы «второй волны», не хватает времени проводить широкомасштабные исследования и разрабатывать новую стратегию развития предприятия. Спецификой работы становится оптимизация бизнес-процессов внутри предприятия, в условиях ограничения времени на принятия решений. Таким образом, основным направлением деятельности менеджмента предприятия является оптимизация операционных процессов, находящихся в зоне их ответственности.

Рассмотрим алгоритм проведения операционного аудита маркетинга в который входит ряд модулей (рис. 1). Модуль - функциональный этап, включенный в единый бизнес-процесс. Созданная система проведения аудита маркетинга обеспечивает анализ организации работы инструментов маркетинга на операционном уровне, выработку действий, направленных на преодоление экономических эффектов кризиса.

Рисунок 1. Этапы проведения аудита инструментов маркетинга предприятия

На первом этапе осуществляется администрирование процесса маркетингового аудита. Здесь определяются цели и задачи аудита маркетинга, формируется план и проектное задание, назначаются ответственные лица и определяются участники проекта. Администрирование проекта решает вопрос наделения полномочиями ответственного лица, отвечающего за реализацию проекта, а также определение круга участников проекта и зон их ответственности.

В кризисный период алгоритм проведения аудита должен быть готов, уточнению подлежат цели и задачи выборочного аудита маркетинга, определяются участники проекта, документируется процесс проведения аудита.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...

Направления совершенствования хозяйственной деятельности ООО Эко-Флекс Балабаново
Города, особенно такие большие как Москва, на сегодняшний день, являются точками роста экономики всей страны. Они постоянно развиваются, растут, притягивают к себе большие массы населения с прилегающих территорий, а иногда, и других стран. Естественно, такое раз ...