Правила денежно-кредитной политики

1)общественные обязательства правительства налагают строгие ограничения на политику занятости;

2)общественные обязательства налагают также строгие ограничения на политику расходов, прежде всего вытекающие из задач обеспечения справедливости;

3)проблемы несовершенства информации и неполноты рынков, являющиеся источником провалов рынка, присутствуют также и в общественном секторе;

4)перераспределительный потенциал, вытекающий из права принуждения, может оказаться источником не только неравенства, но и расточительного рентоориентированного поведения;

5)ограниченность способности действующих правительств налагать обязательства на будущие правительства (связанная с ограниченными возможностями передачи прав собственности в общественном секторе и с демократическими процессами) может вызывать значительные экономические издержки;

6)ограничения передачи прав собственности в общественном секторе служат фактором, сужающим возможности создания эффективных систем стимулирования;

7) отсутствие конкуренции в общественном секторе еще более ослабляет стимулы

Поэтому в отношении макроэкономического регулирования нужно занять максимально прагматичную позицию. В частности, можно сформулировать ряд принципов, которые должны помочь выработать взвешенный, но эффективный подход к использованию доступного для правительства инструментария. Прежде всего это относится к целям и задачам макроэкономической политики. В наших условиях главной ее задачей на обозримую перспективу должно стать не стимулирование производителей методами денежно-кредитной или валютной политики, а создание благоприятной среды для институциональных и структурных реформ, а также осуществления активной промышленной политики.

Во-первых, необходимо всеми доступными методами исключить возможность резкой дестабилизации в экономике и стране в целом. Центральный банк и Министерство финансов обязаны предотвращать резкие колебания индикаторов валютного и финансовых рынков, обеспечивая атмосферу уверенности в том, что в обозримом будущем у нас не будет крахов, дефолтов, всякого рода “черных вторников”, “черных четвергов” и т.п. Участники рынка и инвесторы должны быть также полностью уверены в том, что основные макроэкономические показатели (например, состояние торгового баланса и баланса счета текущих операций, параметры бюджетной системы, государственного долга, совокупной внешней задолженности, золотовалютных резервов и т.п.) не выйдут за определенные рамки, что потребовало бы существенного изменения условий регулирования или ограничения свободы действий предприятий.

Во-вторых, важнейшей задачей макроэкономической политики в условиях институциональных и структурных реформ должно быть предотвращение спада в экономике в периоды, когда воздействие разного рода отрицательных факторов приобретает угрожающий харак-тер, пусть даже ценой допущения отдельных негативных явлений в денежной сфере. Потребность в реформах всегда возникает в периоды кризисов, но осуществлять их намного легче в условиях, когда экономика переживает пусть медленный, но подъем.

В-третьих, макроэкономическое регулирование призвано смягчать негативные последствия структурных реформ (а они неизбежно возникнут, например, в ходе реформы финансового сектора) и тем са-мым создавать приемлемую атмосферу для их проведения.

Главное заключается в том, что макроэкономическая политика должна быть не самодовлеющим элементом экономической политики правительства, а подчиненной составной частью комплексной стратегии государства, нацеленной на модернизацию экономики как единую общественную сверхзадачу.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Бюджет

подлежащая перераспределению часть национального дохода. Государственный бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период, делится на федеральный (общенациональный) и местные, муниципальные бюджеты (областей, районов, городов)

2

Валовой внутренний продукт (ВВП)

конечный, поступающий в потребление продукт, созданный на территории страны в течение года и состоящий из товаров и услуг.

3

Валовой национальный продукт (ВНП)

конечный продукт, произведенный на предприятиях данной национальной принадлежности, включая продукт, произведенный за рубежом предприятиями, находящимися в собственности юридических лиц данного государства

4

Валютная политика

совокупность нормативных и монетарных действий центрального банка, министерства финансов и других государственных органов в области валютных отношений: поддержания курса национальной валюты, расширения сфер ее конвертируемости и т.д

5

Внешний долг государства

накопленная задолженность по займам и кредитам от международных и иностранных банков, инвестиционных фондов; предполагает выплату процентов и платежей погашения.

6

Глобализация

рост экономической, экологической, социокультурной, политической взаимозависимости стран и народов, превращение объективных закономерностей во всеобщие, всемирные; усложнение международных отношений и национальной внешней политики

7

Государственное вмешательство в экономику

измеряется объемом государственных расходов в валовом продукте. Ныне в индустриальных странах вес государственных расходов составляет 30-40% ВВП. Этот термин многими современными экономистами считается некорректным, поскольку в государственных расходах заметно возросла доля социальных и гуманитарных выплат, в США доля последних составляет почти две трети государственных расходов.

8

Государственное регулирование

призвано, согласно Кейнсу, выражать общую волю и воздействовать на такие экономические переменные, как предельные склонности к потреблению и накоплению, эффективность капитала, национальный доход, норма процента, занятость.

9

Государственный долг

находящиеся на руках у держателей (граждан и юридических лиц страны и заграницы) долговые обязательства ЦБ, министерства финансов (облигации, векселя, депозитные сертификаты).

10

Денежная масса (М)

состоит из МO - наличные деньги; М1 - наличные плюс чеки (чековые вклады); М2 = М1 плюс срочные вклады и государственные облигации. МO составляет в современной России около трети М2.

11

Дискреционная экономическая политика

«политика разумной свободы», дозированное и гибкое вмешательство, включающее возможность быстрого реагирования на трудности. Про-тивоставляется нормативной «политике правил»

12

Кейнсианство

теория, сформировавшая современную макроэкономику. Главными составляющими или задачами исследования были проблемы преодоления безработицы и приоритетная разработка денежно-кредитного механизма.

13

Монетаризм

ключевой целью монетаризма является обеспечение экономической стабильности путем оздоровления денежно-кредитного обращения. Идеи монетаризма лежат в основе политики шоковой терапии, оказавшейся эффективной в ряде стран при переходе к рыночной экономике. Монетаристы выступают за освобождение рыночных сил от пут нормативного регулирования, за создание условий, при которых человек может в полной мере реализовать экономическую свободу.

14

Монетарная политика

денежно-кредитное регулирование, предполагает создание условий, при которых экономический субъект сам принимает решения, отвечающие интересам государства; воздействие через рынок ценных бумаг, изменение денежной массы, банковских резервов и процентных ставок

15

Рациональные ожидания (теория)

иногда называется «неоклассическим возрождением»; Новым в этом направлении можно считать упор на максимальную доступность информации, на использование гибких цен и зарплаты, сведение к минимуму государственного присутствия в экономике.

16

Ставка рефинансирования

процент по кредитам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производс ...

Методы оценки залоговой стоимости жилой недвижимости с учетом долгосрочного характера ипотечного кредитования
недвижимость оценка Оценка залоговой стоимости присутствует в различных сегментах рынка жилищной ипотеки: при выдаче кредитов, их продаже или переуступке; при эмиссии, размещении, обращении ипотечных ценных бумаг и т.д. Отсутствие же обязательного к применению с ...