Правила денежно-кредитной политики

1)общественные обязательства правительства налагают строгие ограничения на политику занятости;

2)общественные обязательства налагают также строгие ограничения на политику расходов, прежде всего вытекающие из задач обеспечения справедливости;

3)проблемы несовершенства информации и неполноты рынков, являющиеся источником провалов рынка, присутствуют также и в общественном секторе;

4)перераспределительный потенциал, вытекающий из права принуждения, может оказаться источником не только неравенства, но и расточительного рентоориентированного поведения;

5)ограниченность способности действующих правительств налагать обязательства на будущие правительства (связанная с ограниченными возможностями передачи прав собственности в общественном секторе и с демократическими процессами) может вызывать значительные экономические издержки;

6)ограничения передачи прав собственности в общественном секторе служат фактором, сужающим возможности создания эффективных систем стимулирования;

7) отсутствие конкуренции в общественном секторе еще более ослабляет стимулы

Поэтому в отношении макроэкономического регулирования нужно занять максимально прагматичную позицию. В частности, можно сформулировать ряд принципов, которые должны помочь выработать взвешенный, но эффективный подход к использованию доступного для правительства инструментария. Прежде всего это относится к целям и задачам макроэкономической политики. В наших условиях главной ее задачей на обозримую перспективу должно стать не стимулирование производителей методами денежно-кредитной или валютной политики, а создание благоприятной среды для институциональных и структурных реформ, а также осуществления активной промышленной политики.

Во-первых, необходимо всеми доступными методами исключить возможность резкой дестабилизации в экономике и стране в целом. Центральный банк и Министерство финансов обязаны предотвращать резкие колебания индикаторов валютного и финансовых рынков, обеспечивая атмосферу уверенности в том, что в обозримом будущем у нас не будет крахов, дефолтов, всякого рода “черных вторников”, “черных четвергов” и т.п. Участники рынка и инвесторы должны быть также полностью уверены в том, что основные макроэкономические показатели (например, состояние торгового баланса и баланса счета текущих операций, параметры бюджетной системы, государственного долга, совокупной внешней задолженности, золотовалютных резервов и т.п.) не выйдут за определенные рамки, что потребовало бы существенного изменения условий регулирования или ограничения свободы действий предприятий.

Во-вторых, важнейшей задачей макроэкономической политики в условиях институциональных и структурных реформ должно быть предотвращение спада в экономике в периоды, когда воздействие разного рода отрицательных факторов приобретает угрожающий харак-тер, пусть даже ценой допущения отдельных негативных явлений в денежной сфере. Потребность в реформах всегда возникает в периоды кризисов, но осуществлять их намного легче в условиях, когда экономика переживает пусть медленный, но подъем.

В-третьих, макроэкономическое регулирование призвано смягчать негативные последствия структурных реформ (а они неизбежно возникнут, например, в ходе реформы финансового сектора) и тем са-мым создавать приемлемую атмосферу для их проведения.

Главное заключается в том, что макроэкономическая политика должна быть не самодовлеющим элементом экономической политики правительства, а подчиненной составной частью комплексной стратегии государства, нацеленной на модернизацию экономики как единую общественную сверхзадачу.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Бюджет

подлежащая перераспределению часть национального дохода. Государственный бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период, делится на федеральный (общенациональный) и местные, муниципальные бюджеты (областей, районов, городов)

2

Валовой внутренний продукт (ВВП)

конечный, поступающий в потребление продукт, созданный на территории страны в течение года и состоящий из товаров и услуг.

3

Валовой национальный продукт (ВНП)

конечный продукт, произведенный на предприятиях данной национальной принадлежности, включая продукт, произведенный за рубежом предприятиями, находящимися в собственности юридических лиц данного государства

4

Валютная политика

совокупность нормативных и монетарных действий центрального банка, министерства финансов и других государственных органов в области валютных отношений: поддержания курса национальной валюты, расширения сфер ее конвертируемости и т.д

5

Внешний долг государства

накопленная задолженность по займам и кредитам от международных и иностранных банков, инвестиционных фондов; предполагает выплату процентов и платежей погашения.

6

Глобализация

рост экономической, экологической, социокультурной, политической взаимозависимости стран и народов, превращение объективных закономерностей во всеобщие, всемирные; усложнение международных отношений и национальной внешней политики

7

Государственное вмешательство в экономику

измеряется объемом государственных расходов в валовом продукте. Ныне в индустриальных странах вес государственных расходов составляет 30-40% ВВП. Этот термин многими современными экономистами считается некорректным, поскольку в государственных расходах заметно возросла доля социальных и гуманитарных выплат, в США доля последних составляет почти две трети государственных расходов.

8

Государственное регулирование

призвано, согласно Кейнсу, выражать общую волю и воздействовать на такие экономические переменные, как предельные склонности к потреблению и накоплению, эффективность капитала, национальный доход, норма процента, занятость.

9

Государственный долг

находящиеся на руках у держателей (граждан и юридических лиц страны и заграницы) долговые обязательства ЦБ, министерства финансов (облигации, векселя, депозитные сертификаты).

10

Денежная масса (М)

состоит из МO - наличные деньги; М1 - наличные плюс чеки (чековые вклады); М2 = М1 плюс срочные вклады и государственные облигации. МO составляет в современной России около трети М2.

11

Дискреционная экономическая политика

«политика разумной свободы», дозированное и гибкое вмешательство, включающее возможность быстрого реагирования на трудности. Про-тивоставляется нормативной «политике правил»

12

Кейнсианство

теория, сформировавшая современную макроэкономику. Главными составляющими или задачами исследования были проблемы преодоления безработицы и приоритетная разработка денежно-кредитного механизма.

13

Монетаризм

ключевой целью монетаризма является обеспечение экономической стабильности путем оздоровления денежно-кредитного обращения. Идеи монетаризма лежат в основе политики шоковой терапии, оказавшейся эффективной в ряде стран при переходе к рыночной экономике. Монетаристы выступают за освобождение рыночных сил от пут нормативного регулирования, за создание условий, при которых человек может в полной мере реализовать экономическую свободу.

14

Монетарная политика

денежно-кредитное регулирование, предполагает создание условий, при которых экономический субъект сам принимает решения, отвечающие интересам государства; воздействие через рынок ценных бумаг, изменение денежной массы, банковских резервов и процентных ставок

15

Рациональные ожидания (теория)

иногда называется «неоклассическим возрождением»; Новым в этом направлении можно считать упор на максимальную доступность информации, на использование гибких цен и зарплаты, сведение к минимуму государственного присутствия в экономике.

16

Ставка рефинансирования

процент по кредитам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Особенности определения затрат на производство продукции
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в ...

Особенности развития современного рынка товаров легкой промышленности
Легкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны. Легкую промышленность можно рассматривать и как звено межотраслевого комплекса более высокого ранга - социально-п ...