Правила денежно-кредитной политики

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитной политики (например, преодоление финансового кризиса в стране, как это было в России в 1998 г.).

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся:

установление обязательной нормы резервов;

регулирование учетной ставки;

различные операции на открытом рынке.

Денежно-кредитная политика современной России не имеет принципиальных различий с политикой других стран в этой области. Денежный рынок не может эффективно функционировать без соответствующей инфраструктуры. Ядром инфраструктуры денежного рынка является банковская система, которая имеет двухуровневую структуру. Первый ярус представлен Центральным банком страны, основная задача которого состоит в научно обоснованной организации денежного обращения и в создании условий для неинфляционного развития экономики.

Второй ярус составляет широкая сеть коммерческих (для кредитования и финансирования предпринимателей и населения), ипотечных (дающих деньги под залог недвижимости), инновационных (кредитующих разработки и освоение технологических нововведений), инвестиционных (кредитующих капитальное строительство) и иных банков.

Центральный банк задачу обеспечения неинфляционного развития национальной экономики при одновременном ее снабжении требуемым количеством денежной массы решает двумя путями:

1) путем управления всеми видами других банков. Здесь выделяются два направления:

а) изменение учетной ставки процента (дисконтная политика), то есть ставки процента за кредит, который Центральный банк страны предоставляет всем прочим коммерческим банкам. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности. Это - один из главных инструментов политики Центрального банка.

Учетную ставку процента устанавливает Центральный банк страны. В условиях инфляции или ее угрозы он повышает данную учетную ставку, что дает антиинфляционный эффект по трем направлениям:

кредиты Центрального банка становятся недоступными для мелких банков. А чем меньше получателей займов из Центрального банка, тем ниже скорость нарастания денежной массы в обращении;

вся сеть коммерческих банков, не желая нести финансовых потерь, повышает и свои процентные ставки за кредит, предоставляемый хозяйствующим субъектам и населению. Таким образом, вслед за ростом ставки межбанковского кредита идет удорожание кредита, предоставляемого предпринимателям коммерческими банками. В этом случае, снижается спрос на деньги и уменьшаются темпы нарастания денежной массы в обращении;

взявшие кредит у Центрального банка коммерческие банки станут использовать его с максимальной отдачей, кредитуя только высокорентабельные отрасли, сориентированные на растущий потребительский спрос. А это будет способствовать не только улучшению использования всех видов ресурсов, но и снижению цен на соответствующие товары.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме развитых стран
Тема конкуренции актуальна в современной экономической науке, так как конкуренция является одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Конкуренция вынуждает к более рациональному поведению хозяйствующих субъектов. Она являетс ...

Конкурирующие цели развития фирмы в рыночной среде
У каждого предприятия должны быть свои цели, которые должны, как минимум, оправдывать его существование. Как максимум, цели должны быть амбициозные, но теоретически достижимые. Чем более высокие цели, тем больше шансов их реализовать. Поэтому, прежде всего, ...