Направление и основные цели госрегулирования

Регулирование отнюдь не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.

. Экономический рост. В широком смысле - это прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в повышении общего уровня развития. Поэтому понятие роста включает как увеличение производства продуктов, так и повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.

. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, предотвращение гиперинфляции, поддержание и повышение уровня занятости, недопущение высокой безработицы, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в качестве же одной из целевых функций государства включает также справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

Между тремя главными целями существуют взаимосвязи, образующие единую комплексную систему, в которой каждая цель подразделяется на множество подцелей. Макроэкономическое регулирование, охватывая это множество, преследует, таким образом, одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния. Для повышения конкурентоспособности российской экономики следует сосредоточиться на следующих принципиально важных, но не в полной мере реализуемых (или вообще не реализуемых) для России направлениях поддержки производителей.

. России необходимо в полной мере использовать потенциал поддержки ресурсных преимуществ производителей, включая тарифное и нетарифное регулирование и прямое субсидирование некоторых отраслей. Этот вывод обусловлен следующими соображениями:

большинство активных участников международной торговли используют прямые защитные меры в отношении своих сельскохозяйственных производителей;

объективные условия сельскохозяйственного производства в России между тем гораздо менее благоприятны, что лишний раз доказывает необходимость компенсации рентных различий;

меры прямой государственной поддержки в отношении высокотехнологичных отраслей обусловлены объективными ограничениями действия рыночного механизма в этих отраслях, поскольку длительные циклы НИОКР, а также высокая степень риска в инновационных проектах сдерживают развитие массовых рынков сбыта и частных источников финансирования в соответствующих отраслях.

. Макроэкономическая политика России остро нуждается в расширении использования инструментов косвенной поддержки национальных производителей, в частности налоговых и кредитных, широко применяемых в отраслях американской промышленности и сельского хозяйства. Будучи не менее эффективными с точки зрения отраслевых результатов они являются гораздо менее обременительными для государственного бюджета, а следовательно, носят гораздо менее проциклический характер.

. Решение принципиального для современной российской экономики вопроса об отраслевой структуре экономического роста, форме ориентации экономической структуры и месте России в международном разделении труда связано с изменением сформировавшейся в последние годы сырьевой структуры ВВП и экспорта. Повышение степени переработки исходного сырья в этой связи - задача, которая актуальна для России в гораздо большей степени, чем для США, активно решавших ее в сельском хозяйстве, горнодобывающей промышленности.

. Учитывая опыт государственного регулирования в естественных монополиях (прежде всего в электроэнергетике), Россия должна продолжать реформы в газовой отрасли и электроэнергетике. Американская электроэнергетика, не являясь экспортоориентированной отраслью, тем не менее сильно влияет на международную ценовую конкурентоспособность основных экспортеров. Принимая во внимание указанную выше необходимость повышения степени переработки исходного сырья и изменения сырьевой ориентации, задача ослабления давления материальных издержек на внутренние и экспортные цены в отраслях обрабатывающей промышленности приобретает актуальность и должна решаться в увязке с предыдущим направлением поддержки национального производства.

. Безусловно, адекватным задаче роста конкурентоспособности является использование богатого опыта США в области повышения инновационной активности в экономике и стимулирования наращивания инновационных конкурентных преимуществ реальным сектором экономики. Учитывая наличие значительных научно-технических заделов, с одной стороны, а также отставание России в области стимулирования научно-технологической кооперации различных субъектов и секторов экономики и в качестве механизмов передачи технологий, с другой, данное направление повышения конкурентоспособности национального российского производства вполне обоснованно.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...

Основы и методы оценки недвижимости и практическое их применение на примере оценки частного домовладения
Основные термины, используемые при описании рынка недвижимости, имеют три уровня определения. К первому уровню относятся формулировки, используемые в действующем законодательстве; ко второму - в профессиональной литературе; а к третьему - формулировки, используе ...