Сущность международной специализации

Формирование международной специализации производства определяется рядом факторов, в частности:

• во-первых, существующими и прогнозируемыми к вводу производственными мощностями, трудовыми ресурсами, возможностями роста численности и квалификации кадров в стране;

• во-вторых, уровнем национального дохода, накопления и потребления в экономике страны, возможностями его повышения, а также расширением емкости внутреннего рынка;

• в-третьих, природными богатствами и почвенно-климатическими условиями;

• в-четвертых, географическим положением страны по отношению к другим странам, существующими международными коммуникациями и перспективами их дальнейшего развития;

• в-пятых, сложившимися экономическими связями страны, возможностями их дальнейшего расширения и установления новых связей.

В идеальном отношении, с точки зрения международной специализации, находятся те страны, которым присущи действия всех этих факторов, что позволяет им сбалансирование участвовать в разделении труда и мировом хозяйстве. Международная специализация не является застывшим процессом, она постоянно подвергается эволюционным изменениям.

Начиная с 70-х гг. международная специализация претерпела определенные изменения под воздействием развития транснациональных корпораций промышленно развитых капиталистических стран. Погоня за прибылью, низкие издержки производства, более дешевая рабочая сила обусловили развитие производств и услуг транснациональных корпораций в различных странах от промышленных до развивающихся. Создавая высокотехнологические производства и производя высококачественную конкурентную продукцию, поставляемую на различные национальные рынки, они по существу являются основными носителями международной специализации в рамках всемирного хозяйства и мирового рынка товаров и услуг. Достаточно отметить, что основными поставщиками легковых и грузовых автомобилей на мировой рынок являются транснациональные корпорации промышленно развитых стран (в США - «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»; в ФРГ - «Даймлер бенц», «Фольксваген», «Опель», «Ауди»; во Франции - «Рено», «Пежо-Ситроен»; в Англии - «Бритиш моторе», «Роллс-Ройс»; в Японии - «Мицубиси», «Ниссан», «Тайота»; в Италии - «Фиат»; в Южной Корее - «Дайво»). То же самое можно сказать о другой высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, производимой транснациональными корпорациями. Например, в области электронной продукции превалируют корпорации США, Японии, ФРГ, Франции, Голландии, Италии, а в сфере производства бытовой техники - ФРГ, Франция, Англия, Япония, Голландия.

Таким образом, за последние 20-30 лет транснациональные компании взяли на себя функцию международного разделения труда и международную специализацию. В настоящее время внешне международное разделение труда и международную специализацию осуществляют страны и государства, а по сути ее проводят транснациональные корпорации, которые, имея национальные штаб-квартиры и производство внутри своих стран, располагают также огромным производственным, бытовым, финансовым, техническим потенциалом в других странах.

Говоря о международной специализации и разделении труда, давая характеристику современным международным экономическим отношениям, следует подчеркнуть, что специализацию и разделение труда в последние 20-30 лет нельзя ограничить только сферой производства товаров и услуг. Она значительно шире и охватывает сферу рынка капитала, рынок ценные бумаг, предоставление различных услуг. При этом главную роль в усилении специализации и разделении труда сыграли транснациональные компании, которые на мировом рынке предъявляли спрос на ссудный капитал и различные услуги. Удовлетворять эти потребности стали транснациональные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, частные пенсионные, инвестиционные компании). Данные учреждения обеспечивают основной оборот кредитных ресурсов, ценных бумаг, страхования и фрахта на мировом рынке.

Перейти на страницу: 1 2 

Похожие статьи ...

Основы экономики предприятия
Наблюдая этапы развития экономики нашей страны, можно сделать вывод, что проблем в этой области у нас, очень много. Переход от плановой экономики к рыночной прошел очень длительный и трудный путь. Масштабный кризис, который вверг страну в политический, экономиче ...

Общая оценка финансового состояния предприятия на примере ОАО Волжская генерирующая территориальная компания
Одной из целей финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия. Поскольку финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств, то в рыночной эко ...