Сущность международной специализации

Формирование международной специализации производства определяется рядом факторов, в частности:

• во-первых, существующими и прогнозируемыми к вводу производственными мощностями, трудовыми ресурсами, возможностями роста численности и квалификации кадров в стране;

• во-вторых, уровнем национального дохода, накопления и потребления в экономике страны, возможностями его повышения, а также расширением емкости внутреннего рынка;

• в-третьих, природными богатствами и почвенно-климатическими условиями;

• в-четвертых, географическим положением страны по отношению к другим странам, существующими международными коммуникациями и перспективами их дальнейшего развития;

• в-пятых, сложившимися экономическими связями страны, возможностями их дальнейшего расширения и установления новых связей.

В идеальном отношении, с точки зрения международной специализации, находятся те страны, которым присущи действия всех этих факторов, что позволяет им сбалансирование участвовать в разделении труда и мировом хозяйстве. Международная специализация не является застывшим процессом, она постоянно подвергается эволюционным изменениям.

Начиная с 70-х гг. международная специализация претерпела определенные изменения под воздействием развития транснациональных корпораций промышленно развитых капиталистических стран. Погоня за прибылью, низкие издержки производства, более дешевая рабочая сила обусловили развитие производств и услуг транснациональных корпораций в различных странах от промышленных до развивающихся. Создавая высокотехнологические производства и производя высококачественную конкурентную продукцию, поставляемую на различные национальные рынки, они по существу являются основными носителями международной специализации в рамках всемирного хозяйства и мирового рынка товаров и услуг. Достаточно отметить, что основными поставщиками легковых и грузовых автомобилей на мировой рынок являются транснациональные корпорации промышленно развитых стран (в США - «Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер»; в ФРГ - «Даймлер бенц», «Фольксваген», «Опель», «Ауди»; во Франции - «Рено», «Пежо-Ситроен»; в Англии - «Бритиш моторе», «Роллс-Ройс»; в Японии - «Мицубиси», «Ниссан», «Тайота»; в Италии - «Фиат»; в Южной Корее - «Дайво»). То же самое можно сказать о другой высококачественной продукции обрабатывающей промышленности, производимой транснациональными корпорациями. Например, в области электронной продукции превалируют корпорации США, Японии, ФРГ, Франции, Голландии, Италии, а в сфере производства бытовой техники - ФРГ, Франция, Англия, Япония, Голландия.

Таким образом, за последние 20-30 лет транснациональные компании взяли на себя функцию международного разделения труда и международную специализацию. В настоящее время внешне международное разделение труда и международную специализацию осуществляют страны и государства, а по сути ее проводят транснациональные корпорации, которые, имея национальные штаб-квартиры и производство внутри своих стран, располагают также огромным производственным, бытовым, финансовым, техническим потенциалом в других странах.

Говоря о международной специализации и разделении труда, давая характеристику современным международным экономическим отношениям, следует подчеркнуть, что специализацию и разделение труда в последние 20-30 лет нельзя ограничить только сферой производства товаров и услуг. Она значительно шире и охватывает сферу рынка капитала, рынок ценные бумаг, предоставление различных услуг. При этом главную роль в усилении специализации и разделении труда сыграли транснациональные компании, которые на мировом рынке предъявляли спрос на ссудный капитал и различные услуги. Удовлетворять эти потребности стали транснациональные кредитно-финансовые институты (коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, частные пенсионные, инвестиционные компании). Данные учреждения обеспечивают основной оборот кредитных ресурсов, ценных бумаг, страхования и фрахта на мировом рынке.

Перейти на страницу: 1 2 

Похожие статьи ...

Модель анализа и оценки формирования прибыли ООО СВ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства ...

Место и роль монополий в переходной экономике России
ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЙ Монопо́лия (от греч. μονο - один и πωλέω - продаю) - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых ...