Методика маржинального анализа

Рис. 1 - Первый способ графического отражения взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли - через маржинальный доход и постоянные затраты

Рис. 2 - Второй способ графического отражения взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли - через выручку от реализации и суммарные затраты

Порядок графического расчёта точки безубыточности состоит из следующих этапов:

прямая постоянных затрат представляет собой горизонтальную линию на уровне этих расходов предприятия;

прямая выручки от реализации строится исходя из данных предприятия о цене единицы продукции и объеме реализации (О = К * ц);

прямая суммарных затрат проводится на основе информации о переменных затратах на единицу продукции, ее количестве и о постоянных расходах (поскольку суммарные расходы равны К * Зпер + Зпост). При этом можно сначала построить прямую переменных затрат, а затем поднять ее на уровень постоянных затрат;

точке пересечения прямых выручки и суммарных затрат соответствуют критические (пороговые) значения объема реализации и выручки. Справа от критического объема реализации находится зона прибыли, слева - зона убытков.

После прохождения порога рентабельности предприятие имеет на каждую дополнительно реализованную единицу продукции, приходящуюся на нее прибыль. Соответственно увеличивается и величина общей прибыли (массы прибыли) предприятия, которая может быть рассчитана по формуле:

П = Кпр * Дм / Кр, (13)

где П - прибыль предприятия, руб.;

Кр - общее количество реализованной продукции, единиц;

Дм - маржинальный доход предприятия, руб.;

Кпр - количество продукции, реализованное после прохождения порога рентабельности, единиц.

Важно отметить, что рассматриваемые расчеты проводятся:

а) если предприятие реализует одно изделие, выручка от продаж которого покрывает все постоянные затраты;

б) по какому-то одному виду продукции или проекту выпуска продукции.

Для предприятий с многономенклатурным производством расчёт объема производства, обеспечивающего безубыточность по конкретному изделию, в большинстве случаев осуществляется на основе учета роли этого изделия в общей выручке от реализации и приходящейся на него доли постоянных затрат, что показано в формуле:

Кi = Зпост * Уi / (цi - Зперi), (14)

где Кi - критический (пороговый) объем производства i-го вида продукции в натуральном выражении;

Уi - удельный вес i-го вида продукции в общей выручке от реализации;

цi - цена i-го вида продукции, руб.;

Зперi - переменные затраты на единицу i-го вида продукции.

Методика анализа взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли и другие аналитические возможности системы маржинального анализа для предприятий, производящих и реализующих несколько видов продукции, недостаточно разработаны, что, является одной из причин отсутствия ее широкого практического применения.

В рамках маржинального анализа могут решаться и другие задачи, например, можно провести расчет того, какой объем реализации следует установить при снижении цены на изделие и сохранении имеющейся величины маржинального дохода. Решение осуществляется по формуле:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда
Актуальность исследования. В условиях постепенного выхода из мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь разви ...

Национальная безопасность и ее роль в стабилизации экономики
Сегодня в России вполне реальными стали угрозы: дестабилизации и кризиса экономики, превращения ее "в сырьевой придаток мира", ослабления обороноспособности, потери целостности и независимости нашей страны, духовного и материального обнищания и вымиран ...