Методика маржинального анализа

О = Зпер + Зпост + П = К * З пер + Зпост (3)

С другой стороны, объем реализации можно представить в виде произведения количества реализованной продукции на цену ее единицы (ц):

О = К * ц (4)

Составим равенство из формул (3 и 4) и преобразуем его в следующий вид:

К * ц = К * Зпер + Зпост (5)

К * ц - К * Зпер = К * (ц - Зпер) = Зпост

К = Зпост / ц - Зпер = Зпост / Дм, (6)

где Дм - доход маржинальный на единицу продукции, равный разности между ценой единицы продукции и ставкой переменных затрат, руб.

Анализируя данные формулы (6), можно показать, какое количество продукции необходимо произвести и реализовать, при котором предприятие уже не имеет убытков, но ещё не получает прибыли. Следовательно, выручка от реализации при таком объеме производства будет равняться полной себестоимости (совокупным затратам) продукции. Такой уровень производства называется порогом рентабельности, или критическим объемом производства какого-то вида продукции. Как видно из формулы (6), в этой точке величина маржинального дохода равна сумме постоянных затрат в расчёте на единицу продукции или в целом по предприятию.

Путём преобразования формулы (6) можно определить критическую продажную цену, соответствующую критическому объему производства, ниже уровня которой полученная выручка не будет покрывать даже сделанные затраты на выпуск продукции.

ц = Зпост / К + Зпер. (7)

Предприятию важно знать не только критическую цену реализации, но и выручку, соответствующую точке безубыточности, или критическую выручку. Имеется несколько способов определения величины критической выручки (Ок):

) Ок = Зпост / (1 - Зпер /ц). (8)

) Ок = Зпост / Дм / ц. (9)

) Ок = Зпост / Дм / Оф, где Оф - фактическая выручка (10)

Собственники предприятия, как правило, ставят перед менеджментом задачу добиться определённой суммы прибыли. Если задана величина прибыли (П), которую предприятие запланировало в бизнес-плане, то для расчета величины выручки, при которой предприятие получит запланированную прибыль (Оп), воспользуемся формулой:

Оп = (Зпост + П) / (1 - Зпер / ц) = (Зпост + П) / Дм / ц (11)

Существенной информацией для рациональной организации производства и сбыта является объем производства и реализации продукции в натуральном выражении при заданной (запланированной) величине прибыли. Определить количество произведённой продукции (Кп) при заданной величине прибыли можно, исходя из данных формулы:

Кп = (Зпост + П) / (ц - Зпер) = (З пост + П) / Дм (12)

С помощью вышеперечисленных формул взаимосвязь объема производства, затрат и прибыли показана алгебраическим путём. Однако ее можно представить и графически. При этом возможны два варианта графического отражения взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли. По первому из них исходят из равенства маржинального дохода и постоянных затрат при достижении порогового (критического) значения выручки от реализации (рис. 1), по второму - из равенства выручки от реализации и суммарных (совокупных) затрат при достижении порога рентабельности (рис. 2).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, прод ...

Особенности определения затрат на производство продукции
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в ...