Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ. Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий.

Способность "мелких" фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики. Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

В работах отечественных и зарубежных экономистов, относящихся к 1970-1980 гг., отражены процессы объективного изменения положения немонополистического предпринимательства как результат сдвигов в мировом хозяйстве. Наиболее полно, по мнению автора, теория малого бизнеса была проработана экономистами Великобритании. В настоящее время среди английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что малый бизнес - дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт. Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малогобизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики. Сторонники третьей точки зрения, к которым относятся профессор Кранфильдской школы менеджмента П. Берне, преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

На долю малых фирм и их собственников в 2002 году приходилось более 73% от числа занятых в ЕС. Как показал опыт работы малого бизнеса при анализе рынка труда в Европейском Союзе за период с 1988г. по 2003 г. общая численность персонала на крупных предприятиях сократилась, а малые предприятия увеличили число своих сотрудников на 8,5%. Наиболее велика эта разница в Швеции: при росте занятости на малых предприятиях на 27% численность занятых на крупных предприятиях сократилась почти на 40%. В Германии соответственно рост на 11,3% на малых предприятиях и рост занятости на крупных предприятиях всего на 5,7 %. Сдерживание растущей безработицы, возникающей вследствие развития автоматизированного производства, является серьезным аргументом в поддержку малого бизнеса. Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорди К. Ливики . Таким образом, теоретики второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже существует, и который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже. Для того чтобы определить развитие МСБ необходимо, прежде всего, понять что такое "предпринимательство" и в чем разница между терминами "бизнес" и "предпринимательство".

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками, основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления. Антикризисное управлени ...

Методы мотивации труда на предприятиях общественного питания на примере ресторана Сибирская Корона
Проблемы мотивации не оспариваются наукой, но от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной активности конкретного работника, но и конечные результаты деятельности предприятий различных организационно - правовых форм ...