Современные концепции организации малого и среднего бизнеса в развитых странах

небольших компаний в период 1980-1990 гг. произошел заметный поворот к официальному признанию их роли в новой экономической структуре и государственной поддержке развития МСБ. Как известно, рыночная экономика нуждается в проведении большого числа экспериментов в области бизнеса в самом широком смысле этого слова, и здесь существенна роль малых и средних предприятий.

Способность "мелких" фирм обеспечивать конкуренцию на рынках сбыта, а также их роль в развитии и эксплуатации радикально новых технологий на стадии их становления - важные составные части укрепления экономики. Преимущества малого бизнеса в значительной мере обусловлены перспективами его роста. Развитие малой фирмы зависит не только от возможностей инвестировать, но и от умения приспосабливаться, менять свой профиль, иметь четкую информацию о рыночной конъюнктуре и технологических новшествах.

В работах отечественных и зарубежных экономистов, относящихся к 1970-1980 гг., отражены процессы объективного изменения положения немонополистического предпринимательства как результат сдвигов в мировом хозяйстве. Наиболее полно, по мнению автора, теория малого бизнеса была проработана экономистами Великобритании. В настоящее время среди английских исследователей существует четыре основные точки зрения по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля мелких фирм в производстве и занятости резко уменьшилась, и было довольно широко распространено мнение, что малый бизнес - дело прошлого и неуместен в настоящем. Эту точку зрения разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Г. Стьюарт. Совершенно противоположную точку зрения отстаивают экономисты, рассматривающие малый и средний бизнес как важный субъект академического и профессионального исследования. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. Представители этой группы призывают поддерживать развитие малогобизнеса как средство борьбы с безработицей и сдвига в ценностных ориентациях. Работы ученых этого направления в основном концентрировались на рассмотрении таких проблем, как значение малого бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль предпринимателей в фирме и в обществе, необходимость выработки эффективной политики для немонополизированного сектора экономики. Сторонники третьей точки зрения, к которым относятся профессор Кранфильдской школы менеджмента П. Берне, преподаватель Уорвикского университета Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс, рассматривали малый бизнес в основном как источник создания рабочих мест.

На долю малых фирм и их собственников в 2002 году приходилось более 73% от числа занятых в ЕС. Как показал опыт работы малого бизнеса при анализе рынка труда в Европейском Союзе за период с 1988г. по 2003 г. общая численность персонала на крупных предприятиях сократилась, а малые предприятия увеличили число своих сотрудников на 8,5%. Наиболее велика эта разница в Швеции: при росте занятости на малых предприятиях на 27% численность занятых на крупных предприятиях сократилась почти на 40%. В Германии соответственно рост на 11,3% на малых предприятиях и рост занятости на крупных предприятиях всего на 5,7 %. Сдерживание растущей безработицы, возникающей вследствие развития автоматизированного производства, является серьезным аргументом в поддержку малого бизнеса. Представители четвертого направления рассматривают малый бизнес в контексте его симбиоза с крупными предприятиями и подчеркивают растущий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для крупных фирм. Экономисты этого направления отмечают также растущую зависимость некоторых крупных фирм от мелких как посредников в сбыте. Так, например, табачные, издательские и ряд других фирм большую часть своей продукции реализуют через множество мелких торговых точек. Эту точку зрения поддерживают Дж. Бэмфорди К. Ливики . Таким образом, теоретики второй, третьей и четвертой школ придерживаются мнения, которое разделяет и автор: малый и средний бизнес - это сектор экономики, который уже существует, и который уже утвердил свое положение в экономике всех стран, выполняя ряд социально-экономических функций, что будет рассмотрено ниже. Для того чтобы определить развитие МСБ необходимо, прежде всего, понять что такое "предпринимательство" и в чем разница между терминами "бизнес" и "предпринимательство".

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Открытие придорожного кафе
Цель проекта «Открытие придорожного кафе» - создание семейного предприятия, которое обеспечит занятость членам семьи и поступление денег в семейный бюджет, путем открытия придорожного кафе в пустующем помещении. Общая сумма инвестиций составит 54 тыс.грн, и ...

Направления совершенствования поддержки малого инновационного предпринимательства на примере Хабаровского края
Актуальность темы. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занят ...