Характеристика малого бизнеса

Первые признаки предпринимателя были сформулированы еще А. Смитом в XVIII веке. Таковым тогда рассматривался индивид, организующий собственное дело, доходность которого зависела и получала реализацию по мере формирования соответствующей экономической среды, дающей определенную степень свободы и права: по выбору вида хозяйственной деятельности, приобретению и использованию ресурсов, распоряжению готовым продуктом, полученной прибылью и т.п. С течением времени такого рода деятельность видоизменялась, требовала научного объяснения возникающих форм и субъектов сферы предпринимательства. Из-за разнообразия целей и приоритетов экономических школ и течений определение различных понятий, границ чаще носит условно принятый характер.

Обобщающей позицией теоретических представлений можно выделить то, что предпринимательство возникает при наличии двух взаимосвязанных обстоятельств: экономической свободы и частной инициативы в сочетании с умением организовать процесс хозяйственной деятельности. Главным требованием здесь выдвигается свобода человека, исключающая его подчинение воле других людей и сочетающаяся с законами общества, а также автономия принятия управленческих решений с целью оптимизации и повышения результативности работы.

В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долларов.

Несмотря на свое определение «малый бизнес», этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами:

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, менее затратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются на лучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.

Взаимозаменяемость, перемена характера труда, также как и быстрое изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений.

Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет свои позиции. Реализовать потенциал малого бизнеса возможно только в случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой задачи зависит от проводимой государственной экономической политики, степени ее протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определенных этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.

Проведение анализа и теоретического обоснования ряда положений, дающих научное представление о современных тенденциях в развитии малого бизнеса, выявление их особенностей или идентификации в различных экономических системах позволит не только перевести предпринимательское движение в Беларуси из стихийного в цивилизованное русло, но и научно аргументировать степень перспективности малых экономических форм в наших условиях, обосновать, в каких сферах и отраслях народного хозяйства их развитие наиболее целесообразно.

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Муниципальное автономное учреждение Транспортная компания, г. Южно-Сахалинск
МАУ «Транспортная компания» является муниципальным обществом. Старожилам Южно-Сахалинска компания более известна как ПАТП-2. Тогда в дореформенное время на пассажирском автопредприятии была крепкая организация. Устойчиво работало и само предприятие. За годы ...

Конкурентоспособность экономики России
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт. Наиважнейшая цель Правительства России: создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей лидерство страны на международном рынке. Анализ конкурентоспособности экономики России, определение её места ...