Статус свободной экономической зоны

В развивающихся странах, наоборот, основным источником привлекаемого капитала в ОЭЗ являются иностранные инвестиции (в том числе, в силу недостаточности национального капитала).

В России история создания ОЭЗ

началась в конце 1980-х гг., когда по инициативе Правительства СССР была разработана так называемая единая государственная концепция свободных экономических зон. Последние рассматривались как элемент внешнеэкономической государственной политики и способ стимулирования отношений с зарубежными партнерами. По форме они должны были представлять собой зоны совместного предпринимательства, расположенные на компактных территориях с высокой концентрацией предприятий с иностранным участием.

В декабре 1989 г. Правительство СССР приняло решение о создании первых ОЭЗ в городах Находка и Выборг, которые в силу различных причин так и не стали функционировать в намеченных масштабах. Через полгода положения о ОЭЗ были изложены в «Основах законодательства об иностранных инвестициях в СССР». К началу 1991 г. в Госплан СССР поступило 350 предложений о создании ОЭЗ в различных регионах страны; из них предполагалось отобрать для реализации 60 проектов. Первые решения о создании ОЭЗ в России были приняты в 1990-1991 гг. на основе постановлений Верховного Совета, Совета Министров и распоряжений Правительства РФ. В сентябре 1991 г. был введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», содержавший специальную 7-ю главу об ОЭЗ. В ней определялись условия хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями в ОЭЗ. Им могли предоставляться следующие

льготы:

упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями непосредственно в уполномоченных на то органах ОЭЗ;

льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, которые не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;

упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

При всей важности этого закона он не мог служить полноценной законодательной базой для создания и функционирования ОЭЗ, так как касался только одного из аспектов ее деятельности - привлечения иностранных инвестиций. Этот пробел призван был восполнить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (ОЭЗ) на территории России», изданный в июне 1992 г., который придал новый импульс процессу формирования ОЭЗ.

Новая геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия после распада СССР, потребовала от нее немалых усилий по сохранению и восстановлению нарушенных связей с торгово-экономическими партнерами из числа бывших советских республик и соседних стран. Зонами свободного предпринимательства были объявлены 11 регионов страны. В начале 90-х гг. практика создания ОЭЗ в России приобрела, по сути, беспорядочный характер и сводилась к бесконтрольной раздаче льгот и привилегий отдельным регионам страны. В результате к 1993 г. на долю формально созданных ОЭЗ приходилось более 1/3 территории России. В этих условиях было решено, что любые льготы могут предоставляться регионам только в законодательном порядке, что привело к принятию законов об отдельных ОЭЗ. Фактически многие зоны либо не функционировали, либо не приносили желаемых результатов и не решали тех задач, которые были перед ними поставлены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи ...

Открытое акционерное общество Силовые машины
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ...

Модель анализа и оценки финансовых результатов хозяйственной деятельности ООО Урагз
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для финансовой системы предприятия и её стабильного функционирования. Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, то есть финансовый анализ, и вообщ ...