Организация государственного контроля за деятельностью ФПГ

Особенностью взаимоотношений государства и формирующейся структуры национальной экономики в переходный период стал, вопреки экономической логике, сугубо запретительный подход к формированию крупных интегрированных структур, что не соответствует мировому опыту государственного экономического управления, опирающегося именно на поддержку крупных структур в приоритетных направлениях развития в сочетании с максимальной либерализацией их деятельности. В связи с этим встает вопрос об адекватных мировому и отечественному опыту средствах контроля над высокоинтегрированными структурами.

Основой такого контроля должен стать гибкий подход к введению ограничений на создание финансово-промышленных групп, участию в них финансово-кредитных и инвестиционных учреждений.

Основными принципами такого подхода являются:

а) согласовательный, а не однозначно запретительный характер ограничений;

б) возможность формирования ФПГ путем покупки акций участников или приобретения их в траст, заключения договора о совместной деятельности, создания совместного предприятия в любой из форм акционерного общества, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в любых организационных формах (холдинг, стратегический альянс, консорциум, концерн и т. д.);

в) учет интернационализации рынка при введении антимонопольных ограничений на деятельность ФПГ;

г) введение особого порядка наложения ограничений на деятельность группы в момент регистрации исходя из ее особенностей;

д) минимизация ограничений, налагаемых на формируемые имущественные отношения среди участников группы.

В то же время, либерализация возможностей формирования и деятельности ФПГ должна быть сбалансирована мерами государственного контроля и возможностью введения санкций в случае нарушения установленных правил.

Для осуществления эффективного контроля за выполнением условий формирования и деятельности ФПГ необходимо создание механизма, охватывающего все этапы этого процесса. Основными элементами этого механизма должны стать:

. Анализ документов, представляемых на регистрацию ФПГ.

. Ведение реестра зарегистрированных ФПГ.

. Осуществление особого порядка статистической отчетности ФПГ.

. Проведение регулярных экспертных (аудиторских) проверок деятельности ФПГ.

. Введение в состав органов управления группы представителей федеральной и региональной администрации.

Желательно строить структуру ФПГ таким образом, чтобы в ней сочетались вертикальные и горизонтальные кооперационные связи. В структуре управления группой важно предусмотреть участие представителя государства в управляющих органах группы. Перспективы развития организационной структуры ФПГ должны быть связаны прежде всего с выделением в качестве самостоятельных участников конверсированных объектов, а также с укреплением имущественных отношений между участниками.

Основой реализации инвестиционной программы должно стать сочетание в ней проектов с разным временем реализации. Необходимо наличие быстро окупаемых высокорентабельных проектов, прибыль от которых могла бы реинвестироваться в долгосрочные проекты. Каждый проект программы должен быть снабжен бизнес-планом, соответствующим международным стандартам. Наиболее реальным путем привлечения средств частных инвесторов в долгосрочные капиталоемкие проекты характерные для оборонного комплекса, является их преобразование в цепочку взаимосвязанных этапов, характеризующихся получением конечной продукции в том или ином виде.

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Оборотный капитал (средства) фирмы
Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получение прибыли на авансированный капитал - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления. Формир ...

Методы оценки залоговой стоимости жилой недвижимости с учетом долгосрочного характера ипотечного кредитования
недвижимость оценка Оценка залоговой стоимости присутствует в различных сегментах рынка жилищной ипотеки: при выдаче кредитов, их продаже или переуступке; при эмиссии, размещении, обращении ипотечных ценных бумаг и т.д. Отсутствие же обязательного к применению с ...