Создание финансово-промышленных групп в России

Следовательно создаваемые в процессе проектного финансирования юридические лица, наряду с предприятиями-учредителями коммерческого банка и его дочерними организациями, становятся основой ФПГ. Совокупность инвестиционных проектов, реализуемых банком, формирует стратегию инвестиционной деятельности этой структуры.

Поскольку подавляющее большинство финансовых ресурсов, инициирующих эти проекты, имеют своим источником средства госбюджета, то предоставление государственного статуса ФПГ существующим и возникающим в процессе распределения этих средств интегрированным структурам является вполне естественным направлением реализации государственной институциональной и инвестиционной политики. Наиболее рациональный подход в этой ситуации - создание двух-трех конкурирующих групп в одной отрасли, которые в то же время, для более успешной конкуренции на мировом рынке могут иметь единый финансовый и сбытовой центр. Инвестиционная стратегия этих групп должна ориентироваться на переход с государственного на собственное финансирование.

Опыт создания первых ФПГ выявил определенные трудности и противоречия в процессах их создания, в том числе связанные с неотработанностью имеющейся нормативной базы. К числу основных проблем в этой области относятся:

наличие значительного числа ограничений, препятствующих формированию эффективных объединений финансового и промышленного капиталов, заставляющих инициаторов создания групп искать различного рода обходные пути для их преодоления;

отсутствие в условиях высокой инфляции и действующего налогообложения достаточных стимулов для привлечения российских финансовых структур к реализации промышленных проектов. При этом чрезмерное усиление влияния в ФПГ банковских структур по сравнению с промышленными при отсутствии четкой ориентации на реальное инвестирование может привести не к улучшению инвестиционной ситуации в промышленности, а к переливу заработанных в производстве средств в пользу более выгодных коммерческих и торговых и операций;

односторонняя ориентация проектов на получение государственной поддержки без увеличения собственных средств на цели инвестирования, попытки включения в состав групп потенциальных банкротов, не создающих конкурентоспособной продукции;

совершенствование механизма государственной поддержки ФПГ, программы деятельности которых являются действительно эффективными и приоритетными. Это относится в первую очередь к порядку предоставления государственных гарантий при реализации крупных инвестиционных проектов ФПГ, отвечающих приоритетным направлениям промышленной политики. Эти гарантии могут касаться кредитов иностранных инвесторов, инвестиций в акции и эмитируемые ценные бумаги участников ФПГ (в том числе в форме залога государственного имущества, долевого участия государства в финансировании проектов). Безусловно, что при этом государственная экспертиза программ ФПГ должна быть предельно жесткой;

сложности создания транснациональных ФПГ с участием предприятий стран СНГ из-за разных темпов осуществления реформ, слабости соответствующей нормативно-правовой базы, непроработанность финансово-экономических схем взаимодействия финансового и промышленного капиталов в межгосударственном аспекте.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Похожие статьи ...

Национальная экономика. Экономический рост
Одной из важнейших долгосрочных целей экономической политики правительства любой страны, является стимулирование экономического роста, поддержание его на стабильном и оптимальном уровне. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, что такое экономиче ...

Особенности и взаимосвязь малого бизнеса и администрации Краснооктябрьского района г. Волгограда
Актуальность исследования. В условиях постепенного выхода из мирового экономического кризиса целевой функцией макроэкономической политики России становится обеспечение устойчивого экономического роста и перехода экономики с сырьевого на инновационный путь разви ...