. Степень участи Республики Беларусь на международном рынке легкой промышленности

Продукция легкой промышленности и сырье для ее производства в 2009 г. занимала 3,7 процента в общем объеме экспорта Республики Беларусь, причем удельный вес данной товарной группы занимал 8,0 процента в объеме экспорта в Российскую Федерацию, 2,2 процента - в экспорте в остальные страны СНГ и 1,6 процента - в экспорте в страны вне СНГ.

В период с 2005г. по 2009г. наблюдается рост экспорта основных товарных позиций продукции белорусской легкой промышленности (за исключением трикотажных полотен и швейных изделий). Так в рассматриваемом периоде экспорт ковров вырос на 8,9 процента, трикотажных изделий - на 43,7 процента, прочих готовых текстильных изделий - на 59,4 процента, обуви - на 36,3 процента.

Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции легкой промышленности Республики Беларусь за 2009 г. составил 62,5 процента, в том числе по основным товарным позициям: ковры и напольные покрытия - 99,1 процента; трикотажные полотна - 54,9 процента; трикотажные изделия - 39,4 процента; швейные изделия - 66,3 процента; обувь - 81,9 процента.

В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 процента. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США. При этом в 2010г. отмечается существенный рост темпов развития экспорта по таким позициям как трикотаж (130 процентов), ткани шелковые (170 процентов), пряжа объемная (152 процентов), ткани льняные (140 процентов), ковры (136 процентов). При этом, основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ, на долю которых приходится более 85 процентов всех экспортных поставок. В страны Европы поставляется около 13 процентов продукции. На страны Азии и Америки приходится немногим более 1 процента в общем объеме экспорта концерна „Беллегпром”.[10]

В условиях усиливающейся конкуренции со стороны стран Юго- Восточной Азии белорусские предприятия легкой промышленности пытаются сохранить существующие рынки сбыта и выйти на новые.

Сегодня уже можно точно сказать, что центр мирового текстильного производства окончательно переместился в восточные страны - Пакистан, Индию, Турцию, Китай, то есть в страны с наиболее низкими затратами на рабочую силу. Эти процессы являются результатом глобальной тенденции реструктуризации легкой промышленности, которая заключается в том, что основные страны-потребители продукции легкой промышленности выводят свои трудоемкие производства в развивающиеся страны с целью сокращения производственных издержек. В результате международные компании легкой промышленности, являющиеся обладателями торговых марок и брендов, только усиливают свои позиции на емких рынках развитых стран, увеличивают свою добавленную стоимость путем инвестирования освободившихся ресурсов в рекламу, развитие системы сбыта собственных розничных систем, активную политику изменения модельного ряда. Как следствие - неизвестным владельцам марок, а тем более отдельным производителям выход на развитые рынки фактически закрыт. [10]

Негативное влияние на уровень продаж в странах Латинской Амери- ки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки ока- зывает высокая составляющая стоимости транспортировки грузов в цене изделий, а также конкуренция со стороны местных производителей аналогичной продукции, где уровень оплаты труда в несколько раз ниже, чем в Республике Беларусь. Развитие экспорта товаров легкой промышленности проблематично из-за климатических, этнических и культурных особенно- стей регионов. Налаживанию двустороннего сотрудничества препятствует также нестабильная экономическая ситуация во многих указанных стра- нах, отсутствие гарантий в отношении выполнения обязательств по контрактам.

Удержать традиционные рынки сбыта можно только путем снижения издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции при высоком уровне качества за счет технического перевооружения предприятий и применения новых технологий. При рассмотрении перспектив развития легкой промышленности Республики Беларусь особое внимание привлекает рынок Европейского Союза. С 2010 года Комиссией Европейского Союза введены автономные квоты на импорт белорусского текстиля в ЕС по номенклатуре и в объеме 2009 года. Наличие квот на белорусскую продукцию не является ограничительной мерой при осуществлении поставок в страны ЕС, но вместе с тем не способствует формированию позитивного имиджа белорусских производителей товаров легкой промышленности. Также, на экспорт в страны ЕС оказывает негативное влияние отмена Обобщенной системы преференций для Республики Беларусь, которая повлекла увеличение ввозных таможенных пошлин на 1,6 - 3,5% на одежду, обувь, ткани. Особенностью белорусского экспорта продукции в страны ЕС является тот факт, что готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В перспективе планируется снижение поставок давальческих товаров и наращивание экспорта продукции собственного производства. [6]

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Обеспеченность экономики России рабочей силой
Состояние и развитие общества в значительной степени определяется количеством и составом его населения. Важнейшим элементом экономической системы являются человеческие ресурсы, занятые в различных отраслях экономики. Человек является активным участником и факто ...

Основы разработки финансовой стратегии предприятия
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффектив ...