Экономика благосостояния и концепция «излишка». Излишек потребителя и излишек производителя. Использование кривых спроса и предложения для их определения. Рыночная эффективность. Оценка рыночного ра

Излишек потребителя

- разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, и его реальной стоимостью.

Цена

- денежное выражение стоимости товара, определяемое затратами на его производство и соотношением спроса и предложения на рынке.

Стоимость

- овеществленный в товаре общественный труд, величина которого определяется количеством общественно необходимого рабочего времени. Возникновение потребительского излишка обусловлено следующими обстоятельствами.

. Потребитель приобретает какой-либо товар в количестве, обеспечивающем тождественность предельной полезности последней единицы приобретаемого продукта, которая выражена в денежной форме, и цены товара. Предельная полезность - полезность, связанная с потреблением каждой дополнительной единицы блага, удовлетворяющего определенную потребность.

При этом следует помнить о действии закона убывающей предельной полезности.

Закон убывающей предельной полезности гласит: степень удовлетворения одним и тем же продуктом, если им непрерывно продолжают пользоваться, постепенно уменьшается, так что наконец наступает насыщение.

. Цена спроса для некоторого объема совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Однако, не всегда возможно точное совпадение цены спроса и предельной полезности. Здесь возможны два варианта:

) продукт является дискретным.

Дискретная - величина, которая не является бесконечно делимой. Объем дискретного продукта выражается целым числом.

В данном случае может не представиться возможности найти такой объем продукта, при котором предельная полезность последней покупаемой единицы данного продукта тождественно равна его цене, при этом предельная полезность последней приобретаемой единицы товара, как правило, больше или равна его цене;

) продукт является бесконечно делимым.

Объем бесконечно делимого продукта может быть выражен как целым, так и дробным числом. Излишки потребителей определяют излишки (выигрыши) производителей.

Излишек производителя - экономическая категория, характеризующая величину выигрыша производителя продукта, полученного в процессе его реализации.

Излишек производителя называют также выигрышем производителя. На излишек производителя оказывают влияние различные факторы, определяющее значение из которых имеет изменение цен на продукцию. В свою очередь излишек (выигрыш) производителя определяет сумму его прибыли, получаемую от основного вида деятельности (реализации изготовляемого продукта). С помощью кривой спроса и предложений можно определить излишек потребителя

- это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара. Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара - взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 2).

Рис. 2. Излишек потребителя и производителя

Перейти на страницу: 1 2

Похожие статьи ...

Малый и средний бизнес в развитых странах возможности использования в России
Малый и средний бизнес играют огромную роль в развитии экономики как в России, так и за рубежом. Предпринимательство процветает во многих странах мира. Более 20 лет назад произошел взрыв активности малого бизнеса, особенно в западной экономике. 90-е гг. ознамено ...

Особенности существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом
Предметом данной работы является изучение особенностей существования Финансово промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом. Данная работа в основной своей части является теоретическим исследованием, включающим в себя попытку рассмотреть сложившую ...