Межрегиональные связи

г) совместная деятельность каждой из ветвей власти с социально-профессиональными и другими объединениями граждан.

Управление экономическим развитием, в аспекте которого осуществляется экономическая политика чрезвычайно сложный процесс. В настоящее время это связано в первую очередь с формированием нового типа социально-экономических общественных отношений. Реформирование экономической политики происходит в условиях сокращения объёма и перечня социальных гарантий, которые давала прежняя система, при значительном снижении жизненного уровня основной части населения, резком увеличении масштабов бедности.

В настоящее время российское государство переориентировалось на либеральную социальную политику. В российском обществе положено начало процессу выработки новых компонентов, нового опыта в процессах самоопределения людей. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Либеральная политика означает снижение роли государства в решении социальных проблем граждан, предоставлении им возможностей большей свободы для самостоятельного их решения. Для либеральной модели характерно оказание адресной социальной помощи беднейшим слоям при усилении страхового принципа финансирования социальных программ, а также возрастания роли личных средств в оплате социальных услуг. Государство финансирует из бюджета только услуги, включённые в список минимальных гарантий.

Исходя из системы государственных приоритетов, в настоящее время можно выделить в социально-трудовой сфере следующие направления реформирования:

сфера труда и распределения доходов;

пенсионная система;

социальное страхование;

реформирование системы социальных услуг (образование, здравоохранение, жилищно-коммунальная сфера и др.);

социальная помощь.

Экономическая политика государства не сводится к деятельности органов власти, занимающихся экономическими вопросами. В разработке и реализации экономической политики государства участвуют три стороны: власть (законодательные, исполнительные, судебные органы), общество (политические институты), население (социально-профессиональные и другие объединения граждан, отдельные инвалиды).

Субъектами экономической политики выступают:

государственные ведомства и учреждения;

органы местного самоуправления;

внебюджетные фонды;

общественные, религиозные, благотворительные или иные;

негосударственные объединения;

коммерческие структуры и бизнес;

профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики;

граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т.д.).

Анализ показал, что экономическая политика Российского государства долгие годы рассматривалась как важная предпосылка эффективной борьбы с бедностью в обществе. Другое дело, что в само понятие «экономическая политика» на протяжении всего этого времени вкладывалось совершенно противоположное содержание, главным образом патерналистского характера, с одной стороны, или она объявлялась единственно возможной в преодолении всех остальных форм бедности в стране - с другой.

Действительно, обобщив многочисленные трактовки термина «экономическая политика», можно заключить, что в исследуемый период выделялись следующие общие моменты, соотносимые с рассматриваемым термином:

а) экономическая политика государства направлена на регулирование экономической сферы, социальных отношений, условий жизнедеятельности тех или иных групп населения;

б) экономическая политика формируется государством и другими субъектами социальной политики, непосредственно исходя из представлений о правовом государстве, рыночной экономике и т.п.;

в) экономическая политика имеет своей целью совершенствование условий, образа и качества жизни людей, прежде всего незащищенных групп граждан, и, таким образом, осуществляет непосредственное воздействие на устранение острых форм бедности среди них.

Ключевой задачей государственной политики в сфере борьбы с бедностью в исследуемый период становилось предотвращение дальнейшего обнищания и маргинализации части населения страны путем концентрации средств социальной помощи на удовлетворение нужд наиболее уязвимых социальных слоев российского общества. Аналогичную задачу можно было обнаружить и при анализе основных направлений социальной и экономической политики государства в условиях перехода к новым рыночным отношениям.

А.А. Разумов, исследовавший эти направления, выделил среди них следующие:

политика в области труда, социально-трудовых отношений;

политика в области заработной платы и доходов населении;

политика занятости, регулирование рынка труда;

социальная защита населения;

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Основы экономики предприятия
Наблюдая этапы развития экономики нашей страны, можно сделать вывод, что проблем в этой области у нас, очень много. Переход от плановой экономики к рыночной прошел очень длительный и трудный путь. Масштабный кризис, который вверг страну в политический, экономиче ...

Оборотные средства организации и показатели их эффективного использования на предприятии отрасли
Безусловно, чтобы происходила нормальное функционирование предприятия, необходимо наличие определенных средств и источников. Основные производственные фонды, состоящие из зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые участвуют в процес ...