Межрегиональные связи

Эффективность использования экономического потенциала региона во многом обусловлена его внешнеэкономическими и межрегиональными связями. Экономические связи Хабаровского края отражают направления и способы его интеграции в российское и мировое экономическое пространство.

По ряду объективных причин предпосылки расширения и углубления межрегиональных связей края с регионами Дальнего Востока, Сибири и западными регионами России по сравнению с перспективами роста экономических контактов в Азиатско-Тихоокеанском регионе менее значительны, но они существуют и их следует всемерно поддерживать. Имея более диверсифицированное производство, выгодное географическое положение, Хабаровский край по совокупной комплексной оценке уровня межрегиональных связей лидирует среди других дальневосточных территорий. Однако этот уровень нельзя считать достаточным. На внутренний рынок Российской Федерации и в страны СНГ в 2008 году поставлено около 28 процентов от общего объема вывезенной из края продукции. В 2008 году край поддерживал отношения лишь с семью странами СНГ и 68 регионами России. Доля товарооборота между Хабаровским краем и странами СНГ не превышала 0,9 процента от его общего объема, подавляющая доля взаимоотношений носила незначительный или эпизодический характер.

В 2008 году Хабаровским краем в регионы Российской Федерации поставлено продукции на 20,8 млрд. рублей, из которых 16,3 млрд. рублей было направлено в регионы Дальнего Востока и Сибири, или 78,4 процента от объемов по Российской Федерации. В свою очередь, край ввез основных видов продукции из регионов Российской Федерации на 66,2 млрд. рублей, в том числе - из регионов Дальнего Востока и Сибири - на 55,3 млрд. рублей (83,5 процента). В край завозится 100 процентов нефти и природного газа, около 60 процентов сжиженного газа, более 70 процентов угля, 100 процентов цемента, минеральных удобрений, почти 100 процентов зерна, сахара, растительного масла. Доля топливно-энергетических ресурсов в общем объеме ввоза основных видов продукции из регионов России составляет более 70 процентов. Основными поставщиками энергоресурсов являются производители Сибирского и Дальневосточного регионов (Тюменская, Читинская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия)).

В объеме товарооборота по Российской Федерации доля ввозимой в край из европейских регионов России продукции сократилась с 39,4 процента в 2005 году до 13,7 процента в 2008 году.

Положительные тенденции последних лет в экономике страны, рост инвестиционной активности, наметившееся повышение жизненного уровня населения дают возможность товаропроизводителям края к восстановлению существенной доли утраченных торговых и кооперационных связей с регионами Сибири и европейской части России. В настоящее время заключены торгово-экономические соглашения с 44 субъектами Российской Федерации. Однако транспортный фактор, даже с учетом более сбалансированного соотношения цен на промышленную продукцию и транспортных тарифов, будет являться постоянно действующим ограничителем поставок продукции из края в западные регионы страны.

Заключение

Основным субъектом реализации экономической политики в современном мире является государство. Каждое государство самостоятельно определяет перспективы своего развития. Но существуют и центральные проблемы глобальной социально-экономической политики: экологическая и социальная ориентация экономики, укрепление национальной и международной безопасности, переход стран к моделям устойчивого развития, обеспечивающий равенство интересов настоящего и будущих поколений. Экономика по-прежнему остаётся основой решений социальных проблем, экономического роста. Национальные экономики всё активнее вовлекаются в мировое хозяйство, что увеличивает степень их открытости, изменяет механизм поддержания экономической и политической стабильности, стимулирования использования и распределения национальных возможностей, условий для производства и экономического роста.

В результате коренной трансформации российского общества изменяется характер экономической политики и роль государства как основного субъекта экономической политики. Государство ушло от полной монополии на данный вид деятельности. В регулировании экономических процессов всё более значимо участвуют многие субъекты: негосударственные предприятия и организации, общественные объединения и организации, частные лица. Экономическая политика всё более приобретает государственно-общественный характер.

Основные виды деятельности по реализации экономической политики государства:

а) правотворческая деятельность законодательных органов;

б) организационно-управленческая, финансово-экономическая, прогнозная и другая деятельность исполнительных органов;

в) контролирующая, надзорная деятельность судебных органов;

Перейти на страницу: 1 2 3

Похожие статьи ...

Особенности существования финансово-промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом
Предметом данной работы является изучение особенностей существования Финансово промышленных групп в Российской Федерации и за рубежом. Данная работа в основной своей части является теоретическим исследованием, включающим в себя попытку рассмотреть сложившую ...

Особые экономические зоны в Российской Федерации
Современный период развития рыночной экономики в России характеризуется этапом модернизации, в числе факторов которой называются переход на инновационный путь развития, повышение научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Последнее, в час ...