Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации

В целом получается, что, даже имея сходные возможности финансирования социальных расходов, региональные власти очень по-разному распределяют их по отраслям экономической сферы. При этом те отрасли, в которых сконцентрированы денежные трансферты населению, - экономическая политика и ЖКХ - отличаются наибольшим разбросом душевых расходов относительно социальных расходов в целом, особенно ЖКХ. В результате возможности поддержки населения зависят не только от душевой бюджетной обеспеченности, которую можно «подпитывать» федеральными перечислениями, но и от гораздо более субъективных моментов, таких, как позиция губернатора или мэра. Структурные диспропорции социальных расходов в регионах объективно ухудшают доступ населения к социальным программам.

По данным упомянутого исследования НИСП, основная тяжесть социальных расходов ложится на региональные и местные бюджеты, хотя централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к уровню местного самоуправления, все больше переходят на региональный уровень, тем самым затрудняя общественный контроль и общественную экспертизу экономически значимых решений.

Таблица 1. Доля бюджетов разного уровня в расходах, % (без внебюджетных фондов)

Уровни бюджетов

Годы

Социальные услуги

Образование

Здравоохранение

Экономическая политика

Жилищно-коммунальное хозяйство

Федеральный бюджет

2006 2007 2008 2009

25 27 24 26

22 19 21 23

14 12 20 21

39 52 32 56

0 0 0 8

Региональные бюджеты

2006 2007 2008 2009

34 31 40 42

21 24 43 44

46 43 53 56

41 31 49 51

34 38 54 58

Местные бюджеты

2006 2007 2008 2009

41 42 36 43

57 57 53 66

40 45 32 27

20 17 18 19

66 62 54 46

Таким образом, как максимальные, так и минимальные экономические расходы свидетельствуют о существенной разнице между регионами в их возможности обеспечивать достойный уровень жизни населения. Бюджетное перераспределение как основной механизм реализации экономической политики выравнивает региональные различия лишь на самом минимальном социальном уровне, а в целом способствует усилению диспропорций регионального развития. Во-первых, объективные тенденции социально-экономического развития пока не способствуют уменьшению диспропорций регионального развития. Во-вторых, возросшее перераспределение бюджетных ресурсов в 2005-х годах позволило повысить душевые социальные расходы слаборазвитых республик и автономных округов, но острота экономических проблем сохраняется, собственные доходы большинства региональных и местных бюджетов остаются низкими, а расходы не эффективны. В-третьих, масштабная политика перераспределения порождает сильные иждивенческие настроения: слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Нормирование труда в сельскохозяйственных кооперативах
нормирование труд сельскохозяйственный затрата Под техническим нормированием понимаются специально проводимые наблюдения, направляемые на изучение приемов выполнения работ и становление научно обоснованных норм выработки или норм затрат времени на производство ...

Конъюнктура российского рынка труда
Задание: опишите существующую конъюнктуру (соотношение и качество спроса и предложения) на российском рынке труда. Постройте кривые спроса и предложения на различные категории персонала или на труд работников различных профессий (разнорабочие, высококвалифициров ...