Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации
В целом получается, что, даже имея сходные возможности финансирования социальных расходов, региональные власти очень по-разному распределяют их по отраслям экономической сферы. При этом те отрасли, в которых сконцентрированы денежные трансферты населению, - экономическая политика и ЖКХ - отличаются наибольшим разбросом душевых расходов относительно социальных расходов в целом, особенно ЖКХ. В результате возможности поддержки населения зависят не только от душевой бюджетной обеспеченности, которую можно «подпитывать» федеральными перечислениями, но и от гораздо более субъективных моментов, таких, как позиция губернатора или мэра. Структурные диспропорции социальных расходов в регионах объективно ухудшают доступ населения к социальным программам.
По данным упомянутого исследования НИСП, основная тяжесть социальных расходов ложится на региональные и местные бюджеты, хотя централизация полномочий приводит к постепенному наращиванию социальных расходов федерального бюджета, особенно в образовании и здравоохранении. Внутри регионов финансирование всех социальных отраслей также постепенно перераспределяется вверх - с местного на региональный уровень. Фактически социальные функции и обеспечивающие их расходные полномочия, которые в развитых странах максимально привязаны к уровню местного самоуправления, все больше переходят на региональный уровень, тем самым затрудняя общественный контроль и общественную экспертизу экономически значимых решений.
Таблица 1. Доля бюджетов разного уровня в расходах, % (без внебюджетных фондов)
Уровни бюджетов |
Годы |
Социальные услуги |
Образование |
Здравоохранение |
Экономическая политика |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
Федеральный бюджет |
2006 2007 2008 2009 |
25 27 24 26 |
22 19 21 23 |
14 12 20 21 |
39 52 32 56 |
0 0 0 8 |
Региональные бюджеты |
2006 2007 2008 2009 |
34 31 40 42 |
21 24 43 44 |
46 43 53 56 |
41 31 49 51 |
34 38 54 58 |
Местные бюджеты |
2006 2007 2008 2009 |
41 42 36 43 |
57 57 53 66 |
40 45 32 27 |
20 17 18 19 |
66 62 54 46 |
Таким образом, как максимальные, так и минимальные экономические расходы свидетельствуют о существенной разнице между регионами в их возможности обеспечивать достойный уровень жизни населения. Бюджетное перераспределение как основной механизм реализации экономической политики выравнивает региональные различия лишь на самом минимальном социальном уровне, а в целом способствует усилению диспропорций регионального развития. Во-первых, объективные тенденции социально-экономического развития пока не способствуют уменьшению диспропорций регионального развития. Во-вторых, возросшее перераспределение бюджетных ресурсов в 2005-х годах позволило повысить душевые социальные расходы слаборазвитых республик и автономных округов, но острота экономических проблем сохраняется, собственные доходы большинства региональных и местных бюджетов остаются низкими, а расходы не эффективны. В-третьих, масштабная политика перераспределения порождает сильные иждивенческие настроения: слаборазвитые регионы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы.
Похожие статьи ...
Макроэкономическая ситуация 2008-2011 г. и ее влияние на положение предприятия
В
2000-2008 годах наша страна развивалась под управлением ВВ. Путина. В течение
этих Россия показывала высокий стабильный рост экономики и повышения
благосостояния людей, что, несомненно, не могло не обнадеживать как мелкий, так
и крупный бизнес. Но в 2008 году ...
Мероприятия по снижению издержек в процессе сбыта продукции ОАО Карельский окатыш
ОАО
«Карельский окатыш» - новейшее горно-обогатительное предприятие России,
расположено на северо-западе республики Карелия, его продукция - железорудные
окатыши является высококачественным металлургическим сырьем.
Основным
потребителем ОАО «Карельский окаты ...
Разделы
Экономические реформы
В России постоянно осуществляются экономические реформы, хотя не всегда последовательно и обоснованно Подробно ...