Региональные аспекты экономической политики Российской Федерации

Экономическая политика в регионах РФ в настоящее время является предметом пристального внимания исследователей. Это связано с пониманием того, что целостность и независимость государства зависит не только от характера политико-административных отношений между центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке. Не случайно вопросы региональной политики, геополитики, государственного управления, государственного устройства, отражающие экономическую проблематику, объединены термином «экономическая безопасность».

Традиционно считается, что экономическая политика - это прерогатива государства, именно государство является гарантом и проводником единой экономической политики на всей своей территории. С другой стороны, центральная власть не в состоянии учесть все нужды и интересы населения на местах, а также изыскать способы и ресурсы для их удовлетворения, поэтому в каждом регионе экономическая политика приобретает свои характерные черты. На местном уровне реализуется муниципальная экономическая политика, отражающая интересы местного сообщества. Таким образом, согласно традиционному подходу в экономической политике также существует властная вертикаль, а основными субъектами экономической политики являются уровни власти: федеральный центр, региональная власть и местное самоуправление. В то же время, несмотря на укрепление вертикали власти, разрыв в уровне жизни граждан в масштабах страны продолжает увеличиваться.

Одной из причин, препятствующих реализации эффективной экономической политики, являются значительные диспропорции регионального развития, и, прежде всего в экономической сфере. В течение всего переходного периода в нашей стране происходило нарастание региональных различий. В 2005 г. по объему промышленного производства на душу населения различия между самым благополучным и самым неблагополучным регионом составляли 64 раза, а к 2010 г. они выросли до 281 раза. Разница в доходах бюджетов богатейшего и беднейшего регионов на душу населения выросла за пять лет с 50 до 194 раз, в объемах инвестиций - с 30 до 44 раз, в уровне безработицы - с 29 до 33 раз.

Для многих очевидно, что Россия в обозримом будущем останется страной больших региональных диспропорций. Одни исследователи объясняют это закономерностями неравномерного пространственного развития, другие - противоречиями между огромным потенциалом, которым располагает страна (территориальным, природно-ресурсным, сырьевым, топливно-энергетическим, экономическим), и относительно низким человеческим потенциалом, хотя с последним утверждением многие не согласны и в большей степени следует говорить о последствиях демографического кризиса. Существуют также различные оригинальные концепции, например политическая климатология, в контексте которой рассматриваются ошибки территориального развития нашей страны. Однако каковы бы ни были причины диспропорций регионального развития, приходится согласиться с результатами исследования, проведенного Независимым институтом экономической политики (НИЭП), согласно которым качество жизни и возможности самореализации человека в современной России фактически зависят от места жительства. Это подтверждают и другие исследования, и статистика, в частности официальные данные о доле населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. В 2007 г. самую высокую долю бедных имели слаборазвитые республики Южного федерального округа (ЮФО): Ингушетия - 61,3%, Калмыкия - 61,9%, а также автономные округа: Усть-Ордынский Бурятский - 76,1% и Эвенкийский - 57,5%. В Приволжском федеральном округе (ПФО) максимальная доля бедных в Республике Марий Эл - 40,1%, в Центральном федеральном округе (ЦФО) - в Ивановской области (42,7%). В Москве доля бедных составляет 13,2%, Санкт-Петербурге - 10,1%. Минимальные показатели бедности в двух тюменских округах: в Ханты-Мансийском АО - 8,2%, а в меньшем по численности жителей Ямало-Ненецком АО - 8,9%. Средний показатель бедности по России в 2004 г. составлял 17,6%, хотя ряд исследователей считают, что этот показатель выше. По данным ВЦИОМ и Левада-центра, в настоящее время 35% россиян оценивают свое материальное положение и жизненный уровень как бедность и 9% - как нищету.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Похожие статьи ...

Модели антикризисного управления на примере предприятий пищевой промышленности
антикризисный управление Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим общими чертами для управления и собственными специфическими характеристиками, основанными на проблемах, решамеых именно этим видом управления. Антикризисное управлени ...

Новые индексы измерения качества жизни
В современном мире кризис очень влияет на социальную обстановку в стране. Более половины россиян отмечают, что за последние полгода жизнь стала опаснее, чем раньше. Причем более обеспокоены ухудшением общественного порядка столичные жители. Россияне разделились ...