Малый бизнес: понятие, значение, место в экономике

Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. Он тяготеет к интеграции, поглощая и контролируя более мелких партнеров; интегрируясь в международные структуры, частично теряет свою независимость, подпадая под более сильные транснациональные структуры. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден конкурировать внутри своей группы, а также с крупными отечественными и иностранными компаниями. Это определяет заинтересованность предпринимателя, ведущего средний бизнес, в защите себя на внутреннем рынке путем проведения со стороны государства протекционистской политики и формирования определенных правил рыночных отношений. Следовательно, средний бизнес, в отличие от крупного, более тесно связан с национальными интересами.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению эти собственники принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственно производителями, так и потребителями широкого спектра товаров, работ и услуг. В секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса.

Важнейшей особенностью малого бизнеса является способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств, активная инновационная деятельность. Вместе с тем ему свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Приведем законодательное определение малого предпринимательства. Оно дано в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 209-ФЗ). В ст. 3 ФЗ № 209-ФЗ указано, что субъекты малого предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ № 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Статья 4 ФЗ № 209-ФЗ устанавливает категории субъектов малого и среднего предпринимательства. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным, подробно изложенным в ФЗ № 209-ФЗ условиям. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, для малых предприятий это до ста человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек. Определены также требования к предельным значениям выручки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Похожие статьи ...

Назначение, функции и классификация складов
Актуальность исследования. Современное предприятие независимо от рода деятельности так или иначе связано со складским хозяйством. Роль и значение складского хозяйства значительно возрастают в сфере действия рыночных отношений. Предприятиям становится экономи ...

Методика функционально-стоимостного анализа
Рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций управления, применения новых методов анализа и построения систем управления предприятием. Одним из таких методов я ...