Взаимодействие спроса и предложения. Причины возникновения дефицита или избытка товаров. Механизм достижения рыночного равновесия. Рынок как распределитель ресурсов и товаров

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (рис. 3.10), а объем предложения не соответствовать объему спроса (рис. 3.11).

В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу) покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара (услуги) еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос.

Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 3.12). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Equilibrium).

В точке равновесия

PE

=

PS

=

PD

где

PE - равновесная цена;

PS - цена предложения;

РS - цена спроса.

Это означает, что

qE

=

Qs

=

qD

где QE - равновесный объем;

QS - объем предложения;

QD - объем спроса.

Равновесная цена

- цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Тем не менее потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование.

На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена (потолок цены) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит

, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется избыток

. Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня

, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные траты. В случаях, когда цена находится выше равновесной,

возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

(Если изменится спрос или предложение под влиянием не ценового фактора то сместится весь график и установится новая равновесная цена - это и есть рыночный механизм (говорить об этом не обязательно, но так чтобы знать)). Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

Похожие статьи ...

Методика проведения парного корреляционно-регрессионного анализа
линейная функция коэффициент эластичность кореляция Методические указания к выполнению расчетно-графической работы содержат цели, задачи, теоретические положения, примеры определения параметров парной линейной регрессии и корреляции по формулам, а также с использ ...

Основы составления статистической сводки и группировки
статистическая группировка сводка Статистическая сводка и группировка помогает выделить из изучаемой совокупности по определенным социально-экономическим признакам группы, по которым проводятся дальнейшие исследование. Значение статистической группировки и сводки ...